Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Reply to this topicStart new topicStart Poll

Отправлено: Дек 14 2014, 19:05

2014 год
250-лет назад в 1764 году в Милане(Италия) иезуитами была построена Брерская обсерватория, впоследствии национализированная государством. Обсерватория продолжала свою работу до 1923 года, пока из-за засветки неба не была перенесена в город Мерат.
Первым оборудованием обсерватории были угломерные инструменты: сектанты, пару квадрантов и экваториал. В 1778 году появился первый телескоп—ахроматический 7,6-см рефрактор, чуть позже появился и 9-см рефрактор. В первой половине XIX веке оборудование пополнялось новыми измерительными инструментами, предназначенные для геодезических и астрометрических работ. Телескоп для проведения серьёзных астрономических наблюдений появился только в 1875 году, им стал 22-см рефрактор фирмы Мерца. Основными астрономическими направлениями обсерватории были астрометрия и планетология. Работая в Брерской обсерватории, Скипаррели описал марсианские каналы, открыл 69-й астероид Гесперия и установил связь между такими метеорными потоками, как Персеиды и Леониды, с кометами, которые породили их.
Отправлено: Дек 14 2014, 20:13

1-15 декабря 2014
350-лет назад 14 декабря 1664 года Ян Гевилий открыл новую яркую комету, известную ныне, как C/1664W1 Гевелия. Она наблюдалась на рассвете в виде туманной звезды с хвостом, имея блеск около 0 зв.вел. Впоследствии её наблюдали и другие европейские астрономы—Ньютон, Кассине, Гук, японские хроники впервые сообщают о комете 16 декабря. Описана она и в русских хрониках, её появление связывали с заключением патриарха Никона.
Перигелий прошла 28 декабря, астрономы же продолжали наблюдать её почти до конца февраля 1665 года, когда комета перестала быть видна невооружённым глазом.

230-лет назад 5 декабря 1784 года английский астроном У. Гершель обнаружил в созвездии Тельца рассеянное звёздное скопление, получившее в NGC номер 2026.
NGC2026—объект достаточно не примечательный, даже для профессиональных астрономов. Его угловой размер составляет около 10 минут, состоит он из нескольких звёзд. Не исключено, что когда профессионалы доберутся до изучения этого скопления, оно будет переведено в разряд астеризмов, который, возможно назовут Малой Кассиопеей, т.к. по своему расположению, ярчайшие звёзды скопления напоминают это созвездие.

140-лет назад 9 декабря 1874 года наблюдалось прохождение Венеры по диску Солнцу.
Для наблюдения явления было организовано несколько десятков экспедиций, в том числе и российских, которые организовали десятки наблюдательных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке. Некоторые российские астрономы вели наблюдения прохождения в Египте и Японии.
Стоит отметить, что это прохождение было первым, которое астрономы наблюдали с помощью фотогелиометра, а так же первым, которое фотографировалось астрономами.
Прохождения Венеры по диску Солнца повторяются каждые 243 года. Они делятся на летние и зимние, которые происходят в промежуток в 121,5 года. И являются парными с периодом раз в 8 лет. Последняя пара зимнего транзита, состоялась в 1874-1882 годах, а следующая произойдёт 2117-2115 годах.

120-лет назад 5 декабря 1894 года началась работа над составлением первого российского астрономического календаря, под редакцией создателя Нижегородского кружка любителей физики и астрономии, С.В. Щербакова. Издание, получило название «Русский Астрономический Календарь». Он содержал информацию об различных астрономических явлениях на 1895 года, однако само издание, по словам автора «получилось уродцем». Оно было выполнено на не качественной бумаге, содержало массу ошибок и опечаток. Впоследствии, отказавший от услуг петербургской типографии и имя больший запас времени для создания, удалось выпустить прекрасный календарь на 1896 год. Название «Русский Астрономический Календарь» сохранилось до 1934 года, когда его переименовали в «Астрономический календарь», который стал выпускаться под эгидой Всесоюзного Астрономо-геодезического Общества.

110-лет назад 4 декабря 1904 года американский астроном Ч. Перрейн, работая в Ликской обсерватории обнаружил 6 спутник Юпитера, получивший в 1975 году название—Гималия. Такое название было дано в честь древнегреческой нимфы острова Родос.
Гималея расположена на расстоянии 11 460 тыс. км от поверхности Юпитера, обращаясь вокруг него примерно за 250 дней. Её диаметр оценивается в 250км. Блеск составляет 14,5 зв.вел. и она является очень сложным объектом для любительских наблюдений. Тем известны случаи, когда любители астрономии, в том числе и российские, наблюдали данный спутник визуально.
На фотографии изображение спутника Гималии, полученное любителем астрономии Филиппом Масдингом.

80-лет назад 4 декабря 1934 года , в Северной Каролине(США) произошло падение метеорита, получившего название Farmville. Относится к классу обыкновенных хондритов Найдено два куска, общей массой 56 кг. Часть вещества находится в коллекции Музея Внеземного вещества РАН.
Так же 80-лет назад 13 декабря произошла вспышка Новой Геркулеса, блеск которой на момент открытия составлял 3 зв.вел, а уже 21 декабря достиг максимума в 1,5 зв.вел. Невооружённым глазом наблюдалась в течение трех месяцев, после чего астрономы, как профессионалы, так и любители наблюдали её с помощью телескопов. Звезда была замечена многими наблюдателями одновременно, в том числе и советскими астрономами

60-лет назад 11 декабря 1954 года американский астроном Фред Уипл на основании фотографических наблюдений обнаружил метеорный поток в созвездии Единорога, получивший название Декабрьские Моноцеротиды.
Считается, что поток порожден кометой Меллиша(открыта в 1917 году и ныне считается утерянной), его Зенитное Часовое Число(ZHR) не велико и не превышает 1-3 метеоров в час. Период действия с 9 ноября по 18 декабря, а максимум приходится на даты близкие к 11 декабря. Метеоры потока слабые и лучше всего наблюдаться с помощью телескопа или бинокля.

10-лет назад 12 декабря 2004 года американские астрономы Д. Джуин, С. Шепард и Я. Клейн и другие с помощью 8,3-м японского телескопа Субару, установленного на Гавайских островах, начали поиск новых спутников Сатурна, которые велись до середины марта 2005 , а результат бы опубликован 5 мая 2005 гола. За время работы было обнаружено 13 новых спутников, размером около 10 км. Некоторые из них в 2007 году получили собственные имена: Бергельмир, Бестла, Бефинд, Гирроккин, Фарбаути, Фенрир, Форньот, Хати и Эгир. Все названия взяты из имен великанов из кельтской или скандиновско-германской мифологии.

Отправлено: Дек 15 2014, 21:21

Хронограф любительской астрономии-2014
60-лет назад в 1954 году американский астроном Георг Абель, изучая снимки, полученные в ходе Паломарского обзора неба с помощью 1,2-м камеры Шмидта, обнаружил в созвездии Цефея шаровое звёздное скопление, известное ныне как Palomar 1
Скопление расположено от нас на расстоянии 36 200 световых лет, занимая в пространстве площадь равную 15 световым годам, что соответствует на небе площади около 3 угловых минут. Интегральный блеск скопление равен 13,2 зв.вел и в ясные ночи оно доступно для телескопов с апертурой от 15-см, однако для уверенного наблюдения скопления, желательно использовать инструменты с диаметром от 25 см.

Добавлено @ 21:30
16-31 декабря 2014
240-лет назад 31 декабря 1774 года немецкий астроном Иоганн Боде обнаружил в созвездии Б. Медведицы два туманных пятна. Знаменитый французский астроном Ш. Месье в свой каталог под номерами 81 и 82. Впоследствии было установлено, что эти «туманные пятная» являются галактиками.
М81 или Галактика Боде—представляет из себя спиральную галактику, расположенную от Земли на расстоянии 12 млн. световых лет. Её диаметр не велик и составляет 70 тыс. световых лет. Интегральный блеск галактики равен 7,0 зв.вел и её легко обнаружить даже в небольшой любительский телескоп, а высоко в горах при очень прозрачном небе её можно заметить даже невооружённым глазом.
В марте 1993 года здесь была зарегистрирована первая и последняя на настоящий момент Сверхновая звезда, блеск которой достиг 10,8 зв.вел.
М82 или Сигара, входит в ту же систему, что и М81, при этом превосходит её по размерам. Диаметр Сигары равен 100 тыс. световых лет. Однако, её интегральный блеск значительно ниже и равен 8,6 зв.вел. Так же, как и в М82, здесь была зарегистрирована яркая сверхновая звезда, блеск которой достиг 11,6 зв.вел. Открытие произошло буквально недавно—в январе этого года, а сама звезда наблюдалась многими любителями астрономии.

170-лет назад 17 декабря 1844 года открыта Великая комета 1844-45 годов. В современной астрономии она имеет обозначение C/1844Y1. Комета была замечена одновременно большим число астрономов, поэтому и не получила собственного имени. В момент открытия располагалась в созвездии Стрельца и обладала блеском около -1 зв.вел. Наилучшие условия наблюдения кометы пришлись на южное полушарие Земли. Астрономы наблюдали её до середины марта 1845 года.

110-лет назад 28 декабря 1904 года французский астроном Альфонс Борели открыл периодическую комету, известную ныне как 19P/ Борели. Комета располагалась в созвездии Кита и обладала блеском около 10 зв.вел., но в январе следующего года, он увеличился до 9 зв.вел., а потом начал уменьшаться. Астрономы наблюдали её до апреля 1905 года, когда блеск уменьшился до 14,5 зв.вел, а комета вступила в соединение с Солнцем.
Впоследствии наблюдалась во всех возвращениях, при этом в 1994 году её блеск достигал 8 зв.вел и она активно наблюдалась многими любителями астрономии, а в апреле 2001 года вблизи ядра кометы пролетел американских космический аппарат ДипСпейс.
Период обращения кометы в настоящее время составляет 6,9 года. Последний раз приближалась к Солнцу в 2008 году, следующий перигелий ожидается в мае 2015 года и вблизи перигелия возможно будет доступна любителям астрономии, имея блеск ярче 10 зв.вел.

90-лет назад 24 декабря 1924 немецкий астроном Макс Вольф обнаружил очередную периодическую комету. В момент открытия располагалась в созвездии Тельца и обладала блеском 16 зв.вел. Однако, впоследствии комета была утеряна, пока вновь не была обнаружена 4 октября 1951 года американским астрономом Робертом Харрингтоном. Получила обозначение 43P/ Вольфа-Харингтона. Период её обращения в настоящее время равен 6,1 года, но в 2019 году из-за сближения с Юпитером возрастет до 9 лет.
После 1951 года, комета наблюдалась во всех появлениях, при этом в 1952, 1991,1997 года её блеск был близок к 12 зв.вел. и комета была доступна для наблюдений любителям астрономии. Последний раз комета прошла перигелий в 2010 году, а её следующее возвращение произойдёт в августе 2016 года.

30-лет назад 18 декабря 1984 года американским астроном Коллинз обнаружил в созвездии Лисички вспышку Новой звезды, получившей обозначение Новая Лисичики-1984 №2 или QU Vul. Её блеск 23 декабря достиг максимума равного 5,6 зв.вел и её можно было наблюдать даже невооружённым глазом.
Стоит отметить, что 1984 года преподнес по Новым звёздам своеобразный рекорд, т.к. эта была вторая яркая Новая в созвездии Лисички. Первая была открыта в июле этого же года и достигла блеска 6,3 зв.вел.

Так же 30-лет назад 27 декабря 1984 года в Антарктиде в горах Алан Хилс найдет метеорит, прилетевший к нам с Марса. В каталогах он получил обозначения ALH 84001. До середины 90-х годов оставался не известен широкой публики, пока в 1996 году специалисты НАСА не объявили об открытии внутри метеорита микроскопических структур, очень похожих на земные бактерии. В связи с чем, было положено начало спора о том, каким образом они попали в метеорит, которые продолжаются до сих пор.
Вес метеорита оценивается в 1,93 кг, относится к редкому классу аходритов.

10-лет назад 28 декабря 2004 года американский астрономы под руководством Майкла Брауна и независимо от них испанские астрономы под руководством Хосе Ортиса обнаружили карликовую планету класса плутоидов, которая получила обозначение Хаумеа. Право на приоритет открытия стал серьёзным спором между группами астрономов.
Карликовая планета Хаумея названа в честь гавайской боги плодородия. Её диаметр оценивается в 2000км и она является четвертой по величине карликовой планетой-плутоидом. Во время противостояний её блеск достигает 17,0 зв.вел., что позволяет найти её в крупные любительские телескопы с использованием ПЗС-матриц. В настоящее время карликовая планета расположена на утреннем небе в созвездии Волопаса, примерно на 3* юго-западнее звезды Арктур(0 зв.вел)
В конце 2005 года Майкл Браун с помощью 10-м телескопа им. Кека обнаружил два спутника Хаумеи, которые получили обозначения Хииака и Намака—в честь дочерей Хуамеи.

Отправлено: Дек 31 2014, 15:52

Хронограф любительской астрономии-2015

170-лет назад в 1845 году английский астроном Джон Хайнд обнаружил первую переменную звезду в созвездии Зайца, которая по классификации Араго получила обозначение R.
R Зайца представляет из себя красного гиганта, расположенного от Земли на расстоянии 1100 световых лет. В честь открывателя переменную иногда называют «Малиновой звездой Хайнда». Относится к классу долгопериодических звёзд или мирид. Блеск звезды в максимуме достигает 5,5 зв.вел и звезда видна даже невооружённым глазом, а в минимуме блеск падает до 10,5, что доступно для небольших телескопов. Таким образом, любители астрономии могут наблюдать весь цикл изменения блеска, который длится примерно 433 дня. Существует ещё и вторичный цикл, равный 40 годам, когда её блеск в максимуме не превышает 6-7 величину, а в минимуме падает до 12,5 величины. Причины вторичного цикла в настоящий момент не известны.
Последний раз максимум блеска звезды пришёлся на последние числа декабря ушедшего года, так что в начале января этого года у любителей астрономии есть великолепный шанс увидеть эту звезду вблизи максимума её блеска, тем более, что созвездие Зайца январскими ночами хорошо видно над южной стороной горизонта

1-15 января.
230-лет назад 6 января 1785 года английский астроном У. Гершель открыл два туманных объекта, внесенных позднее в каталог Дреера, как NGC 2023 и 2286.
Первый из них представляет из себя яркую диффузную туманность, расположенную вблизи знаменитой темной туманности Конская голова(созвездие Ориона). Для визуальных наблюдений объект является достаточно сложным, однако хорошо заметен на фотографиях и является одним из любимых объектов для астрофотографов.
Второй объект представляет из себя сравнительно яркое(интегральный блеск 7,6 зв.вел) рассеянное звёздное скопление в созвездии Единорога, которое может быть визуально найдено даже с помощью небольшого бинокля. Его угловой размер на небе равен 15 угловым минутам, что соответствует половине диаметра полного диска Луны.
Оба объекта в январе хорошо видны в ночное время.

190-лет назад, утром 2 января 1825 года итальянский астроном Антонио Брукаласси, впервые описал метеорный поток, известный ныне как Квадрантиды. Такое необычное название он получил из-за несуществующего ныне созвездия Стенного Квадранта. Это созвездие было предложено Лаландом и впервые было изображено в атласе Жана Фортина. Квадрант был упразднен в 1922 году, решением комиссии Международного Астрономического Союза, а его звёзды были включены в состав созвездий Геркулеса, Дракона и Волопаса, однако метеорный поток сохранил старое историческое название.
Радиант метеорного потока Квадрантиды расположен в северной части созвездия Волопаса и в северных широтах наблюдается практически всю ночь, но наилучшее время для его наблюдений приходиться на утренние часы. Действует в период с 28 декабря по 7 января, а пик максимума приходиться в ночь с 3 на 4 января. ZHR колеблется в пределах 40-200 метеоров.
Прародителем потока считается астероид 2003EH1, который, скорее всего, представляет из себя, ядро выродившейся, т.е. сбросившей лёд и пыль, кометы.

150-лет назад 1 января 1865 года немецкий астроном Генрих де Арре обнаружил в созвездии Рыси слабое туманное пятно, внесенное в NGC Дреера под номером 2468. Впоследствии было установленное, что туманное пятнышко является линозообразной галактикой.
NGC 2468 имеет блеск около 14 зв.вел и угловой размер менее одной угловой минуты, что делает этот объект очень сложным для любительских наблюдений, а для уверенного визуального наблюдения желательно использовать телескоп с апертурой от 30-см.
Рядом представленная фотография объекта, полученная с помощью телескопа удалённого доступа sponli.com

110-лет назад 2 января 1905 года американский астроном Чарльз Перрайн на фотопластинке, полученной с помощью 1-м рефлектора Ликской обсерватории обнаружил седьмой спутник Юпитера, который лишь через 70-лет, получил собственное имя—Элара. В честь героини древнегреческого эпоса, возлюбленной бога Зевса.
Элара расположена от Юпитера на расстоянии 11 742 тыс. км., обращаясь вокруг планеты за 260 дней. Её диаметр оценивается в 86 км, а период вращения равен 12 часам. Блеск спутника составляет почти 17 звёздную величину и его можно найти только в крупные любительские телескопы, снабжённые ПЗС-матрицами.

50-лет назад 12 января 1965 года состоялось торжественное открытие обсерватории Уральского Государственного Университета(ныне УФУ им. Б. Ельцина), которая по месту своего расположения вблизи станции Коуровка, носит неофициальное название Коуоровской обсерватории. Официально называется Астрономической обсерваторией им. К.А. Бархатовой, в честь астронома, которая была фактически её основателем.
В обсерватории установлены 1,2 и 0,7-м телескопы-рефлекторы для проведения спектральных исследований; 0,4-м солнечный телескоп и обзорный телескоп сети «Мастер», предназначенный для поиска комет, астероидов и вспыхивающих звёзд.
Основные работы в обсерватории связаны со звёздной астрономией и исследованиями Солнца. На базе обсерватории регулярно проводятся научные конференции, а для всех желающих организуют постоянные экскурсии.

40-лет назад 4 января 1975 года филиппинский любитель астрономии Лев Ботин обнаружил новую комету, блеск которой на момент открытия был около 12 зв.вел. Однако, посланная в МАС телеграмма об открытии задержалась и астрономы смогли узнать о новой комете и приступить к её наблюдениям только с начала февраля, а уже к концу месяца комета скрылась в лучах зари. Из-за чего, ей наблюдало лишь небольшое число астрономов.
Во время возвращению к Солнцу в 1985-86 годах, комета удивила наблюдателей своей яркостью, которая достигала 8 зв.вел. Наблюдения проводили в течение трёх месяцев и последний раз её видели 1 марта 1986 года, после чего комета исчезла. Активные поиски кометы велись в 1997 и 2006 годах, однако ни кто так и не смог обнаружить её. Считается, что комета развалилась. В современной астрономии носит обозначение 85P Ботина.

10-лет назад 13 января 2005 года команда американских астрономов, работающих с 1-м обзорным телескопом LINAER обнаружила в созвездии Девы новую комету, блеск которой на момент открытия достигал 13 зв.вел. Получила обозначение C/2005A1 Linar. Почти через месяц после открытия блеск кометы неожиданно увеличился до 9,5 зв.вел, что было связано с делением ядра кометы, а сама комета стала доступным для наблюдений любителями астрономии, однако благоприятные условия видимости были лишь в южном полушарии. Максимального блеска, равного 8 величине, достигла в начале марта.
25 июня С. Пастор и А.Рейес обнаружили вторичное ядро кометы, что подтвердило теорию дробления ядра. К началу августа, когда комета стала уже удаляться от Солнца, блеск основного фрагмента оценивался в 13,5 зв.вел, вторичного слабее 16 зв.вел. Астрономы проводили наблюдения кометы до октября 2005 года.

Отправлено: Янв 14 2015, 20:42

Хронограф любительской астрономии-2015

260-лет назад в городе Вена(ныне Австрия, тогда Священная Римская империя) была открыта обсерватория. Первоначально она располагалась на крыше университета и лишь в 70-х годах девятнадцатого века получила собственное здание, где был установлен 68-см телескоп рефрактор, на котором проводились регулярные наблюдения и поиски астероидов, как визуально, так фотографически.
Последние наблюдения в обсерватории были проведены в 1954 году, после чего она была закрыта и перепрофилирована в музей.

16-31 января 2015 года.

230-лет назад 31 января 1785 года английский астроном У. Гершель описал четыре туманных объекта, внесенных Дреером в свой знаменитый NGC под номерами: 2358, 2359, 2374, 2396.
Первые три объекта расположены в созвездии Большого Пса. Причём 2358 и 2374 представляют из себя ни чем не примечательные звёздные скопления, с интегральным блеском около 8 зв.вел., очень бедные на звёзды. Более интересный объект NGC 2359(на фото)—представляет из себя диффузную туманность, расположенную в созвездии Б. Пса и носящую собственное имя—Шлем Тора. Объект сложен для визуальных наблюдений, однако не представляет сложности для астрографа.
NGC 2396 представляет собой рассеянное звёздное скопление в созвездии Кормы, с общим интегральным блеском около 7,5 зв.вел и угловым диаметром в 15 минут, что позволяет найти его с помощью небольшого бинокля.

150-лет назад в ночь с 25 на 26 января 1865 года немецкий астроном Альберт Марат обнаружил в созвездии Рака, два слабых туманных пятнышка, внесенных в NGC под номерами 2593 и 2596. В последствие было установлено, что оба объекта являются галактика. Визуальный блеск у обеих слабее 13 зв.вел и для них уверенного наблюдения потребуется телескоп с апертурой от 25-см.

140-лет назад 28 января 1875 года австрийский астроном Иоганн Пализа открыл 142 по счету астероид, получивший имя Пулана, в честь города Пула вблизи, которого располагалась обсерватория на которой и было сделано открытия.
Астероид Пулана принадлежит к Главному поясу, обращаясь вокруг Солнца примерно за 3,8 года, при этом он находиться в орбитальном резонансе 1:2 с Марсом то есть за два оборота Марса вокруг Солнца астероид успевает совершить лишь один оборот. Его диаметр оценивается в 55 км.
Во время противостояний блеск астероида достигает 13 зв.вел и его можно наблюдать с помощью телескопов с апертурой от 15-см. Наилучшие условия видимости Пуланы в 2015 году придутся на летние месяцы, причём 2 июня он будет располагаться в нескольких градусах южнее знаменитой диффузной туманности Лагуна(М8), что показано на рисунке.

90-лет назад 24 января 1925 года произошло полное солнечное затмение, видимое на северо-западе США, в Атлантическом океане и вблизи северо-западного побережья Британии. Максимальная продолжительность затмения составила 2 минуты 33 секунды.
Интересно это затмение тем, что его полоса проходила через город Нью-Йорк, причём севернее 96-улицы наблюдалось полное затмение, а на улицах, расположенных южнее была видна уже частная фаза.

25-лет назад 21 января 1990 года швейцарский астроном Пауль Вилд открыл новую комету, известную ныне как 116P/Vild-4. Комета располагалась в созвездии Льва и обладала блеском около 14 зв.вел. Б. Марсден определил период обращения кометы равный 6,25 лет.
Во время возвращения кометы в 1996 году блеск кометы не превысил 13 зв.вел, зато во время возвращения 2003 года достиг 11,5 зв.вел и комета наблюдалась многими любителями астрономии. Менее благоприятные условия сложились во время возвращения в 2009- 2010 году, когда блеск кометы не превысил 14 зв.вел и она наблюдалась лишь в крупные любительские инструменты.
Последний раз комета прошла перигелий 18 июля 2009 года, а следующий ожидается в январе 2016 года. После него, комета должна быть видна не высоко на утреннем небе в течение почти всей весны, однако прогнозируемый блеск не превысит 13 зв.вел и скорее всего комета будет очень сложным объектом для визуальных наблюдений.

20-лет назад 31 января 1995 года англо-американская группа астрономов, используя 1,5-м телескоп обсерватории Серо-Толло в Чили обнаружила в созвездии Центавра планетарную туманность, которая получила обозначение SuWt-2. Расположена от нас на расстоянии 6500 световых лет, занимая в пространстве площадь около 5 световых лет Центральная звезда имеет блеск около 12 зв.вел, а интегральный блеск самой туманности оценивается ниже 14 зв.вел., что делает её очень сложным объектом для любительских наблюдений, при этом, видна она южном полушарии Земли и не восходит над территорией России.
Отправлено: Янв 31 2015, 10:47

Хронограф любительской астрономии-2015

350-лет назад в 1665 году французский астроном Джовани Доминико Кассине определил период обращения Юпитера.
Кассине, независимо от английского астронома Р. Гука, обнаружил на диске планеты образование, назван-ное впоследствии Большим Красным Пятном(см. Хронограф любительской астрономии за май 2014 года) и наблюдая его, смог определить период вращения планет. По данным Кассине он равен 10 часам. По современным данным экваториальный период вращения планеты составляет 9ч.50мин.30сек.
Наиболее благоприятный период видимости планеты в 2015 году приходиться на февраль месяц, когда планета видна в течение всей долгой зимней ночи и используя, даже простейшие инструменты, любители астрономии смогу провести наблюдения аналогичные Кассине.

1-15 февраля
240-лет назад 3 февраля 1775 года немецкий астроном Иоганн Боде обнаружил в созвездии Волосы Вероники шаровое звёздное скопление, которое Шарль Месье занес в свой знаменитый каталог под номером 53, а в каталог NGC попала 5024.
М53 расположено от Земли на расстоянии 58 тыс. световых лет и занимает в пространстве диаметр около 100 световых лет. Блеск скопления на земном небе составляет 7,6 зв.вел., а угловой размер около 13 минут, что позволяет найти его с помощью даже не большого инструмента, а вот для разрешения скопления на звёзды понадобиться инструмент с апертурой от 30-см.

230-лет назад 7 февраля 1785 года английский астроном У. Гершель открыл в созвездии Гидры планетарную туманность, которая был внесена в NGC под номером 3242. Известна так же, как Дух или Призрак Юпитера, из-за близкого к Юпитеру угловому размеру(около 1 минуты дуги).
NGC 3242 расположено от Земли на расстояние 1400 световых лет, а её диаметр составляет около 2 световых лет. Взрыв звезды произошёл около 1500 лет назад.
«Дух Юпитера» имеет блеск 8 зв.вел. и угловой диаметр 25 угловых секунд, что доступно для наблюдений в небольшие любительские инструменты, при этом даже можно разглядеть её цвет.
Февраль месяц—один из самых удобных для наблюдений этой планетарной туманности. Она видна практически всю ночь, однако в средних широтах, не поднимается высоко над горизонтом.

170-лет назад 7 февраля 1845 года состоялось торжественное открытие обсерватории Киевского университета. Её строительство началось в 1841 году по проекту Викентия Беретти.
Первыми инструментами обсерватории были переносной телескоп Эртеля и пассажный круг. В 1845 году инструментальный парк пополнился двойным рефрактором-астрографом(24/20 см). В 1841 и 1871 году были установлены ещё два меридианный круга, а в 1895 году здесь был установлен главный инструмент обсерватории 22,5-см астрограф.
В советское время, когда уже засветка города не позволяла, вести продуктивные наблюдения, у обсерватории появились две наблюдательные станции: Лесники(1957 г, расположена в 15 км от г. Киев), где установлены 48 и 70-см телескопы-рефлекторы и Пилиповичи(1977г., расположена в 50 км от Киева), где стоят солнечные инструменты.
За время работы обсерватории здесь было открыто свыше 600 галактик, две кометы, проведенные работы в области исследования Солнца, созданы разные каталоги звёзд.

150-лет назад 4 февраля 1865 года Генрих Луи де Арре открыл в созвездии Кассиопеи рассеянное звёздное скопление, внесенное в NGC под номером 133.
NGC 133 расположено от Земли на расстоянии больше 2000 световых лет, занимая в пространстве площадь около 30 световых годов. Скопление не богато на звёзды, а его интегральный блеск не превышает 9 зв.вел. На небесной сфере оно занимает площадь равную 3 угловым минутам. Может быть найдено даже в небольшие любительские инструменты. В средних широтах видно в течение всего года, являясь не заходящим объектом.

130-лет назад 6 февраля 1885 года английский астроном Норман Погосон открыл 245 астероид, который получил имя Вера, согласно традиции тех лет, называть малые планеты женскими именами.
Астероид Вера относится к Главному поясу, совершая обращение вокруг Солнца за 5,5 лет. Его диаметр оценивается в 80 км. Наилучшие условия видимости астероида в 2015 году придутся на начало ноября, когда блеск астероида достигнет почти 11 зв.вел и он будет доступен для наблюдений даже в небольшие любительские инструменты.

100-лет назад 10 февраля 1915 года американский астроном Джон Меллиш открыл первую новую комету этого года, в связи с чем, получала обозначение 1915а, а в современной кометной терминологии - C/1915C1 Mellish.
Сама комета была не особо примечательной, если бы, начиная с мая 1915 года астрономы не стали бы наблюдать дробления её ядра. Первый фрагмент был обнаружен 12 мая, а 24 мая уже было открыто уже 4 фрагмента. Комета имеет гиперболическую орбиту и скорее всего больше не вернётся к Солнцу. Так же считается, что комета является родоначальником метеорного потока Моноцертиды.

30-лет назад вечером (около 22 часов) 14 февраля 1985 года жители северной части Московской области, а также Тверской и Ярославской стали свидетелями пролета необычной яркого болида, который назвали Клинским или Высоковским. Падения, тела, вероятней всего произошло где-то на территории нынешней Тверской области. Поиски метеорита велись в апреле этого же года, однако, они не дали ни каких результатов и метеорит до сих пор не найден.

10-лет назад 2 февраля 2005 года международная группа астрономов под руководством Ж. Сетивана объявила об открытии планеты-гиганта с массой в 6,5 масс Юпитера у яркой, видимой невооружённым глазом звезды эта2 Южной Гидры(4,7 зв.вел). Открытие было сделано с помощью 2,2-м телескопа Европейской Южной обсерватории.
Звезда эта2 Южной Гидры подобна нашему Солнцу, однако превосходит его почти в 2 раза по массе и в 10 раз по диаметру. Открытая планета расположена от неё на расстоянии 1,9 а.е.и обращается вокруг звезды за 711 суток.

Отправлено: Фев 14 2015, 14:29

270-лет назад в 1745 году французский астроном Жан Филипп де Шезо описал яркое рассеянное звёздное скопление в созвездии Близнецов, внесенное в каталог Шарля Месье под номером 35. Стоит так же отметить, что это скопление, упоминается в одной из работ древнегреческого ученого Гемина под названием «подошва».
М35 расположено от Земли на расстоянии 2800 световых лет, занимая в пространстве диаметр около 50 световых годов. На земном небе скопление хорошо видно даже невооружённым глазом—его интегральный блеск равен 5,3 зв.вел., а угловой диаметр равен 28 угловым минутам. Уже небольшой телескоп способен показать несколько десятков звёзд скопления
Отправлено: Фев 15 2015, 10:26

Хронограф любительской астрономии 16-28 февраля 2015 года.

170- лет назад 25 февраля 1845 года итальянский астроном Франческо де Вико обнаружил новую комету, которая в момент открытия, располагалась в созвездии Большой Медведицы и обладала блеском около 9 зв.вел. Получила обозначение 1845 III, а в современной кометной терминологии получила обозначение С/1845 D1. Астрономы наблюдали за кометой до конца апреля, после чего она удалилась от Земли и стала не доступна для наблюдений.

140-лет назад 23 февраля 1875 года австрийский астроном Иоган Пализа открыл 143 астероид, который получил обозначение Адрия, в честь Адриатического моря, на берегу, которого располагалась обсерватория Пуле, где было сделано открытие(ныне Хорватия). Астероид принадлежит к Главному поясу, совершая обращение вокруг Солнца за 4,6 года. Диаметр астероида оценивается в 89 км. Во время противостояния блеск Адрии достигает 13,5 зв.вел и его можно найти в инструменты с апертурой от 15-см. Наилучшие условия видимости астероида в 2015 году придутся на осенние месяцы.

70-лет назад 18 февраля 1945 года достигла максимума Новая Стрельца 1945а, открытая пятью днями раннее. Блеск звезды достиг 7,5 зв.вел. Получила обозначение V1149 SGR.

40-лет назад 17 февраля 1975 года чешский астроном Любаш Когоутек, работающий в Гамбургской обсерватории(Германия), обнаружил на снимке от девятого февраля новую комету, которая выглядела, как туманная звёздочка с блеском около 14 зв.вел. Начиная с конца февраля Когоутек начал фотографировать участки неба, где должна была располагаться комета. Во время этого поиска ему удалось обнаружить ещё одну комету, получившую в последствие, обозначение 75P(см. хронограф за октябрь 2014 года). Комету же, которую Когоутек обнаружил на снимке от 9 февраля, астрономы наблюдали в начале марта, как слабый объект 15 величины. В следующий раз комета наблюдалась в 1986-88 годах, обладая блеском 19,5 зв.вел. Впоследствии комета была утеряна, в связи с чем получила индекс D и в современной кометной астрономии известна, как 75D/ Когоутека

20-лет назад 23 февраля 1995 года европейский астроном В. Лиллер, находясь в Чили с фотографируя небо с помощью фотоаппарата с объективом 85-мм обнаружил в созвездии Центавра вспышку Новой звезды, блеск которой достигал 7,2 зв.вел. В каталоги переменных звёзд внесена, как V888 Cen. Была доступна для наблюдений только в южных широтах.

Отправлено: Фев 28 2015, 19:18

110-лет назад в 1905 году в Канаде вступила в строй Доминьонская обсерватория, расположенная вблизи города Оттава и озера Доу. Прототипом обсерватории послужил Гринвичская обсерватория. Основным и единственным инструментом стал 38-см рефрактор, который проработал до 1970 года, пока обсерватория не была закрыта. Основные задачи, которые решала обсерватория—точное определение географических координат.

1-15 марта

230-лет назад 12 марта 1785 года английский астроном Уильям Гершель открыл в созвездии Близнецов планетарную туманность, которую Дреер внес в NGC под номером 2372.
NGC 2372—расположена от Земли на расстоянии 4400 световых лет и выглядит как туманная звёздочка 12 зв.вел., являясь сложным объектом для небольших любительских инструментов. Угловой размер туманности 1 минута. В центре туманности расположена звезда 14,8 зв.вел. При наблюдении в крупные телескопы можно разглядеть двойственность туманности, поэтому в NGC так же к этой туманности относиться и номер 2371.

200-лет назад 6 марта 1815 года немецкий астроном Генрих Олберс обнаружил периодическую комету, известную ныне как 13P/Олберса. В момент открытия комета располагалась в созвездии Персея и обладала блеском около 5 зв.вел.
Период обращения кометы в настоящее время оценивается примерно в 73-74 года, тем самым комета Олберса похожа на знаменитую комету Галллея, у которой период обращения около 76 лет. Комета наблюдалась в 1887 и 1956 года, когда её блеск достигал почти 6 зв.вел. Следующее возвращение кометы произойдёт в 2024 году.

180-лет назад 2 марта 1835 года английский астроном Джон Гершель, работая на мысе Доброй Надежды открыл в созвездии Парусов планетарную туманность, внесенную Дреером в NGC под номером 3132.
NGC 3132—одна из ближайших планетарных туманностей к Землей, она расположена от нас на расстоянии 2000 световых лет и занимает в пространстве расстояние около 1 светового года. Её блеск около 9 зв.вел, а угловой диаметр на небе равен 1,5 угловых минут. Среди любителей астрономии известна, как Туманность 8-ми вспышек, Восьмерка, или Южная кольцевая туманность. К сожалению, туманность доступна для наблюдений только в южном полушарии Земли.

40-лет назад 5 марта 1975 года советские астрономы Т. Смирнова и Н. Черных обнаружили периодическую комету, которая известна ныне, как 74P/Смирновой-Черных. Комета была обнаружена на снимках полученных с помощью 40-см телескопа Крымской обсерватории, находясь на границе Рака и Льва, обладая блеском около 15 зв.вел. Впоследствии были найдены снимки этой кометы за 1967 год, её тогда приняли за астероид.
Период обращения кометы равен 8,5 года и она наблюдалась во всех возвращениях к Солнцу с моменты открытия. Очередной перигелий комета пройдёт в январе 2018 года. Однако блеск кометы скорее всего не превысит 15 зв.вел и она будет не доступна для наблюдений любителями астрономии.

Так же 40 лет назад 12 марта 1975 года австралийский астроном Вильям Бредфилд визуально с помощью 15-см рефрактора открыл новую комету, которая стала его третьем открытием. Всего Вильям Бредфилд за свою жизнь обнаружил 18 комет. В момент открытия располагалась в созвездии Кита и обладала блеском около 9 зв.вел. Была доступна для наблюдений только астрономам-любителям южного полушария. В современной кометной терминологии известна как С/1975 E1 Бредфилда.

25-лет назад 14 марта 1990 года сразу три астронома сообщили об открытии новой кометы. Первый из них советский астроном из Литвы—Казимир Чернис, двое других из Японии—Кюхи и Накимура. В момент открытия, комета располагалась в созвездии Андромеды, недалеко от галактики М31 и обладала блеском 8,5 зв.вел.. В современной кометной терминологии получила обозначение C/1990 E1 Черниса-Кюхи-Накомуры.

Отправлено: Мар 14 2015, 16:27

Хронограф любительской астрономии-2015.

100-лет в 1915 году назад немецкая оптическая фирма Карл Цейсс для Бабельсбергской обсерватории начала строительство одного из крупнейших рефлекторов того времени с диаметром зеркала в 122-см, который был установлен в 1924 году.
После Великой отечественной войны телескоп по репарации был вывезен в СССР и в 1949 году установлен в Крымской астрофизической обсерватории, став её первым инструментом. В 1958 году работа с данным инструментом, советский астроном Козырев зафиксировал извержение вулканических газов из кратера Альфонс.

16-31 марта
360-лет назад 25 марта 1655 года голландский астроном Христиан Гюйгенс открыл первый спутник Сатурна, который только в середине 19 века получил собственное имя—Титан, а до этого был известен, как Сатурн-IV или спутник Гюйгенса.
Титан—крупнейший спутник Сатурна и второй по величие в Солнечной системе. Его диаметр оценивается 5125 км, расположен от Сатурна на расстоянии 1 222 тыс. км, обращаясь вокруг него почти за 16 дней. Для наблюдателей он выглядит, как звёздочка 8 зв.вел. В любительские инструменты с апертурой от 30 см можно попытаться увидеть диск спутника и лишь в крупнейшие наземные инструменты позволяют разглядеть какие-то детали его атмосферы.

220-лет назад 25 марта 1795 года английский астроном У. Гершель разделил на два компонента звезду ню Северной Короны. Звезда представляет из себя оптическую пару, расстояние между компонентами составляет одну угловую минуты, что позволяет увидеть оба компонента даже с помощью бинокля. Оба компонента красного цвета и обладают блеском 5,2 зв.вел. Однако, звезда Ню1 расположена от нас на расстоянии 640 световых лет, а ню2 значительно ближе—свет от него до нас идёт 594 года.

170-лет назад 30 марта 1845 года английский астроном Джон Хинд обнаружил в созвездии Орла шаровое звёздное скопление, которое получило в NGC Дреера номер 6760.
NGC 6760 расположено от Земли на расстоянии 24 тыс. световых лет и выглядит в небольшие любительские телескопы, как туманная звёздочка 9 вел. Телескопы с апертурой 15-20-см показывают уже структуру скопления—яркий центр и более слабые края. А попытаться разрешить скопления на звёзды можно с инструментами с апертурой от 30, а лучше от 40-см. Угловой диаметр скопления оценивается в 10 угловых минут.

150-лет назад 22 марта 1865 года германский астроном Альберт Марат, наблюдая галактику NGC 3640, обнаружил южнее неё слабое туманное пятно, которое в каталоге Дреера получило обозначение 3641.
NGC 3641 находиться в созвездии Льва и относится к классу эллиптических галактик. Её визуальный блеск равен 13 зв.вел и для наблюдений желательно использовать инструменты с апертурой от 15-см.

60-лет назад 22 марта 1955 года американские астрономы Роберт Харрингтон и Джордж Эйбел обнаружили очередную периодическую комету, известную ныне как 52Р/ Харингтона-Эйбла. Открытие было сделано с помощью 122-см камеры Шмидта Паломарской обсерватории. В момент открытия, комета имела блеск 17 зв.вел, а впоследствии ослабла до 19 величины.
Период обращения кометы составляет около 8 лет и она наблюдалась в каждом возвращении к Солнцу, однако её блеск в эти возвращения не превышал 19 зв.вел и лишь во время возвращения в 1999 году её блеск неожиданно достиг 11 зв.вел., позволив наблюдать комету любителями астрономии. Во время возвращения кометы в 2006-2007 и 2014 годах блеск кометы не превысил 16 зв.вел и она была недоступна для наблюдений ЛА. Следующее возвращение кометы произойдёт в 2021 году.

10-лет назад 31 марта 2005 года группа американских астрономов под руководством Майкла Брауна открыла одну из крупнейших малых планет, класса плутоидов. Новое тело получило обозначение 2005 FY9, а сами открыватели дали ему не формальное название «Пасхальный кролик», а в 2008 году объект получил собственное имя--Макемаке, в честь бога изобилия и создателя человека в мифологии рапуанцев(коренные жители о. Пасхи). Диаметр малой планеты равен почти 2000км, а один период обращения вокруг Солнца занимает чуть более 306 лет.
Макемаки является достаточно ярким объектом среди плутоидов и во время противостояний его блеск достигает 16,5 зв.вел., что позволяет найти его с помощью крупных любительских инструментов, оснащённых ПЗС-матрицами.

Отправлено: Мар 29 2015, 19:56

220-лет назад в 1795 году
английский астроном У. Гершель обнаружил двойственность звезды альфа Геркулеса(3,3 зв.вел), известную так же под собственным именем—Рос-Альгети. При этом у одного из компонентов, им же, была обнаружена переменность блеска.
Альфа Геркулеса--представляет из себя тройную звёздную систему, расположенную от Земли на расстоянии около 400 световых лет. Первые два компонента: Aльфа1 и Альфа2 расположены друг от друга на расстоянии 570 а.е. Компонент Альфа1—одиночная переменная звезда красный гигант. Альфа2— относится к классу желтых гигантов, при этом обладает спутником, который был обнаружен спектральным методом.
Уже скоромный любительский телескоп позволит разделить эту звезду на два компонента, расстояние между которыми составляет 4,8 угловых секунд. Более яркая звезда альфа1 представляет из себя полуправильную переменную звезду, блеск которой меняется с 2,7 до 3,7 зв.вел. в период от 50 до 150. Причины изменения блеска в настоящее время так и не найдены, считается, что у звезды существует невидимый и не обнаруженный до настоящего времени спутник. Альфа2 Геркулеса имеет блеск равный 4 зв.вел.

Присоединённые изображения
Отправлено: Мар 30 2015, 09:10

1-15 апреля 2015 года.

230-лет назад 6 апреля 1785 года У. Гершель с помощью 0,5-м самодельного телескопа обнаружил в созвездии Малого Льва туманное пятнышко, которое в NGC Дреера было внесено под номером 3344.
NGC 3344 представляет из себя спиральную галактику, расположенную от Земли на расстоянии 22,5 млн. км. Входит в группу галактик известную как Шпора Льва и в сверхскопление галактик Девы. Доступна для наблюдений в любительские инструменты с апертурой от 10-см. Её блеск около 10 зв.вел., а угловой размер 6,5 угловых минут.

210-лет назад 6 апреля 1805 года в Иркутской губернии Российской империи, около Дорониского погоста, произошло падение метеорита. Событие произошло в вечернее время и сопровождалось сильным шумом. Очевидцы падения обнаружили два осколка общим весом 4,3 кг. Метеорит относится к классу обыкновенных хондритов.

160-лет назад 6 апреля 1855 года французский астроном Жак Шакорнак обнаружил 34-й по счету астероид, получивший название Цирция—в честь героине древнегреческой мифологии, дочери бога Гелиоса и Океаниды.
Астероид Цирция расположен на среднем расстоянии от Солнца 2,7 а.е., обращаясь вокруг него за 4,4 года. Диаметр астероида оценивается в 113,5 км. Во время противостояний блеск астероида достигает почти 12 зв.вел и его можно найти с помощью даже не большого любительского инструмента с диаметром апертурой от 10-см. В 2015 году наилучший период видимости малой планеты придётся на сентябрь.

90-лет назад 3 апреля 1925 года польский астроном Люциан Оркиш с помощью 11,5-см рефрактора Любомирской обсерватории обнаружил в созвездии Пегаса новую комету, блеск которой на момент открытия составлял 8 зв.вел. Комета стала первой, открытой в истории Польши, а астрономы наблюдали её до мая следующего года. Орбита кометы, представляет из себя гиперболу и скорее всего она больше ни когда не вернётся к Солнцу. В современной кометной астрономии известна, как C/1925 G1 Оркиша.
На фото Любомирская обсерватория в 20-е годы прошлого века.

70-лет назад 9 апреля 1945 года английский астроном дю Туа, работая в Йоханобурской обсерватории(ныне ЮАР) обнаружил в созвездии Льва, недалеко от галактики NGC 3521 новую комету, блеск которой на момент открытия составлял 10 зв.вел. Астрономы вели наблюдения кометы до июня месяца, после чего она получила обозначение комета Дю Туа-2. Комета должна была вернутся к Солнцу в 1950 и 1955 годах, однако ни тогда, ни в 1961 и 1966 годах, она там и не была обнаружена.
В феврале 1982 года австралийский астроном, известный ловец комет М. Хартли, изучая снимки, полученные 5 и 6 февраля с помощью 1,2-м камеры Шмидта, обнаружил на них две слабые кометы, имеющие блеск 14 и 17 зв.вел. Впоследствии обе этих кометы наблюдали и другие астрономы. Б. Марсден, изучив, орбиты новых комет, пришёл к выводу, что они являются осколками одной большой кометы, орбита которой, совпадает с потерянной кометой дю Туа-2, в связи с чем получила двойное имя Дю Туа-Хартли. С тех пор комета наблюдалась в каждом появлении, однако, второй фрагмент после 1982 года так не наблюдался. Обычно блеск кометы, при возвращении к Солнцу не превышает 17 зв.вел.

40-лет назад 10 апреля 1975 года открылась астрономическая обсерватория в пионерском лагере «Орленок», которая была установлена на самой высокой его точке. Первое оборудование состояло из двух телескопов: 300-мм рефрактора и радиотелескопа «Аэлита» с диаметром главного зеркала равного 3-м. С последнего из них, в июне 1991 года в рамках проекта SETI было отправлено послание внеземным цивилизациям. В 2000-х годах парк оборудования пополнился несколькими переносными инструментами, самый большой из которых, системы Шмидта-Кессегрена с апертурой 203-мм.

20-лет назад 3 апреля 1995 года американские астрономы Дэвид Джевит и Ян Чен(обсерватория Маун-Кеа) открыли астероид, получивший обозначение 1995 GJ. Уникальность данного астероида заключается в том, что он является первым открытым объектом поясом Койпера с наклоном орбиты 22,9*. Такие объекты называют кьюбивано или классический объект пояса Койпера, но обычно наклон орбиты таких тел не превышает 10*.
Блеск 1995 GJ не превышает 22,5 зв.вел и он доступен для наблюдений только в крупнейшие телескопы мира.

Отправлено: Апр 14 2015, 18:49

50- лет назад весной 1965 года основано Швейцарское Астрономическое Общество Наблюдателей затменно-переменных звёзд. В 70-е годы астрономы этой организации заняли ведущее положение в мире по наблюдению изменения блеска затменно-переменных звёзд. С 1965 по 1971 года публиковались в Швейцарском астрономическом журнале, а с 1972 года начали издавать свой собственный бюллетень. Кроме затменно-двойных звёзд здесь так же проводятся наблюдения Новых, новоподобных и ряда других переменных звёзд.
Руководитель общества—Курт Лошер владелец собственной обсерватории, где имеются два небольших инструмента.

Нажмите для увеличения
Отправлено: Апр 15 2015, 21:17

16-30 апреля 2015 года.

870-лет назад 29 апреля 1145 года очередной перигелий прошла, знаменитая комета, получившая впоследствии имя Галлея. После чего она появилась на утреннем небе и была видна невооружённым глазом. 14 мая у кометы началась вечерняя видимость. Описание кометы появилось, как в европейских хрониках, так в и русских летописцах, а английский монах Эдвин сделал её рисунок в своей Псалтире.

160-лет назад 18 апреля 1855 года английский астроном Вильям Парсон с помощью самодельного 0,9-м рефлектора обнаружил в созвездии Девы три слабые галактики, получившие обозначения в каталоге NGC 4809, 4810 и 5088. Интегральный блеск первых из них равен 14 зв.вел., а вот последняя обладает блеском 12,5 зв.вел. и вполне доступна для наблюдений в телескопы с апертурой от 15-см.

150-лет назад 26 апреля 1865 года итальянский астроном Анибале де Гаспарис в обсерватории Каподиманте обнаружил 83 по счету астероид, получивший название Беатриса. По традиции тех лет, астероидам присваивались только женские имена.
Астероид Беатриса расположен от Солнца на расстоянии 2,5 а.е., обращаясь вокруг него за 3,8 года. Диаметр астероида оценивается в 81 км. Вблизи противостояний блеск Беатрисы становится ярче 12 зв.вел. и он доступен для наблюдений в небольшие любительские инструменты. Ближайшее противостояние астероида произойдёт в начале января 2016 года.

120-лет назад 17 апреля 1895 года английский астроном Александр Гершель(внук знаменитого Уильяма и сын Джона) открыл метеорный поток альфа-Виргиниды, самую мощную ветвь комплекса потоков Виргинды, которые действуют с конца января до конца апреля. Впрочем, после этого, вплоть до 1915 года наблюдали не отмечали какой-либо сильной активности альфа-Виргинид, отмечая единичные метеоры и болиды из радианта потока.
Лишь сто лет назад, знаменитый наблюдатель метеоров У. Дреер, в период с 12 по 15 апреля наблюдал «богатый на метеоры» поток. В середине ХХ века наблюдениями потока занимались советские ученые Е. Казимирчак-Полонская и А. Теретьева, а так же группа американских ученых под руководством Гарри Кронка. В 1980 и 1981 году австралийские астрономы организовали массовые скоординированные наблюдения альфа Виргинид.
К настоящему времени известно, что поток действует с 10 марта по 6 мая, а пики максимума приходятся на 10-18 апреля, когда ZHR может достигать 10 метеоров в час.

110-лет назад 28 апреля 1905 года английский астроном У. Пикеринг объявил об открытии 10-го спутника Сатурна, которому он дал имя Фемида, в честь древнегреческой богини справедливости. Открытие было сделано по изображениям на фотопластинках, которые Пикеринг получил в 1904 году. Не смотря на то, что астрономы не смогли подтвердить открытие нового спутника, У. Пикеринг получил в 1906 году премию за его открытие, а в астрономической литературе о нем сообщалось до конца 60-х годов ХХ века. Окончательно тема Фемиды была закрыта автоматическими межпланетными станциями «Вояджер», которые не подтвердили ни какого спутника на орбитах, вычисленных Пикиренгом.

100-лет назад 18 апреля 1915 года немецкий астроном Макс Вольф обнаружил два астероида, получившие имена (806) Гульдения и (807) Церасския. Последний из был назван в честь российского астронома Карла Витольдовича Церасского, не смотря на то что в это время шла Первая мировая война, в которой Россия и Германия были врагами.
Размер астероида, вычисленный по фотометрическим наблюдениям, оценивается в 37 км.
7 сентября 2001 года астероид должен был покрыть звезду 8 зв.вел., в созвездии Козерога, однако немногочисленные астрономы, которые проводили наблюдения, так и не смогли зафиксировать.
покрытие.

25-лет назад 24 апреля 1990 года космический челнок «Дискавери» вывел на орбиту самый известный космический телескоп—«Хаббла». Диаметр главного зеркала КТХ равняется 2,4-м, на момент запуска на нем размещалось 6 камер и две ПЗС матрицы, однако, впервые недели эксплуатации на зеркале телескопа был обнаружен дефект, который был исправлен в начале 1993 года.
Фотографии, полученные космическим телескопом «Хаббл» размещены во всемирной сети интернет и доступны всем желающим, а наблюдения самого телескопа могут провести все желающие, т.к. блеск КТХ во время пролета над Землей достигает 3 зв.вел., что позволяет наблюдать его даже невооружённым глазом.

Отправлено: Апр 30 2015, 11:58

220-лет назад в 1795 году назад английский астроном Эдаурд Пигот обнаружил переменную звезду в созвездии Северной Короны, известную ныне, как R Сев. Короны. Она расположена от Земли на расстоянии 4700 лет от Солнца, относясь к классу жёлтых гигантов.
R Северной Короны в максимуме достигает блеска почти 5 зв.вел., а в минимуме её блеск может «падать» до 8 . и даже до 15 зв.вел. Ни какой четкой периодичности в падении блеска звезды нет: он может меняется и в течении нескольких дней, и в течении одной-двух недель. Именно из-за такой не предсказуемости, а так же из-за удачного расположения R Северной Короны является одной из самых наблюдаемых переменных звёзд любителями астрономии. В мае месяце звезда видна большую часть ночи.

Нажмите для увеличения