Страницы: (5) 1 [2] 3 4 ... Последняя »  ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Reply to this topicStart new topicStart Poll

Отправлено: Апр 30 2015, 12:20

1-15 мая

830-лет назад 1 мая 1185 года произошло полное солнечное затмение, видимое северных и центральных областях Древней Руси, причём в полосу затмения попало множество русских городов. Описано в I Псковской, I и II Новгородской и Ипатьевской летописях. Причём последняя летопись, связывает затмение с походом князя Игоря, а некоторые исследователи считают, что в ней так же упомянуто такое явление, как протуберанцы.
Ниже приводиться картина Владимира Фаворского «Слово о полку Игореве". "Затмение"» 1948 года

Ещё одно полное затмение произошло 300-лет назад 3 мая 1715 года над территорией Британии. Его продолжительность составила 3 минуты 33 секунды. В Лондоне это затмение наблюдали астрономы Э. Галлей и Ж. Лувиль. В своих описаниях затмения оба астронома отметили кратковременные вспышки на диске Луны, которые они назвали «лунными молниями».

230-лет назад 1 мая 1785 года английский астроном У. Гершель обнаружил в созвездии Гончих Псов две галактики: NGC 5005 и 5033. Обе галактики обладают блеском около 10 зв.вел., что позволяет найти их даже в небольшие любительские инструменты, особенно в начале мая , когда небо ещё сравнительно темное, а созвездие Гончих Псов расположено высоко над горизонтом практически в зените. Обе галактики, возможно, связаны между собой физически и расположены от Земли на расстоянии около 50 млн. световых лет.
Последняя из них интересна ещё и тем, что в ней зарегистрировано три сверхновые звезды. Самая яркая из них, была открыта почти через 200-лет после открытия галактики--в июне 1985 года(SN 1985L). Её блеск на максимальный блеск достиг 13 зв.вел.

160-лет назад 11 мая 1855 года на территории Российской империи, на острове Саарема(ныне Эстония) произошло падение метеорита. Местные крестьяне, которые были очевидцами падений, разобрали большую часть метеоритов на амулеты. В руки ученых же попал лишь один кусок, весом 6 кг. Метеорит получил название Каанде и относится к классу ходритов.

150-лет назад 1 мая 1865 года немецкий астроном Луи Де Арре обнаружил в созвездии Волопаса спиральную галактику, внесенную Дреером в NGC под номером 5681. Она является сложным объектом для любительских наблюдений, обладая блеском 13,5 зв.вел. и для её уверенного нахождения нужен телескоп с апертурой от 20-см. Галактика расположена от Земли на расстоянии 363 млн. световых лет

110-лет назад 13 мая 1905 года французский астроном Гийом Бигурдан обнаружил в созвездии Волосы Вероники туманное пятно, внесенное в IC, под номером 4088.
IC 4088 представляет из себя спиральную галактику, обладающую блеском около 14,5 зв.вел., при угловых размерах около одной минуты дуги. Для неё уверенного наблюдения нужен инструмент с апертурой от 30-см.

90-лет назад 7 мая 1925 года открылся самый первый в мире планетарий. Произошло данное событие в германском городе Мюнхен. Стоит отметить, тот факт, что сам современный аппарат планетарий был впервые сконструирован немецкий астроном Ф. Майер ещё в 1918 года, а в 1923 году другой немецкий механик О. фон Миллер продемонстрировал другую модель планетария, которую через полтора года и установили в Немецком музее.

80-лет назад 14 мая 1935 года в Лос-Анжелесе(США) заработал публичная обсерватория, названая в честь мецената Дженинкинсона Гриффита. В ней был установлен 30,5-см телескоп рефрактор, гелиостат и размещена полномасштабная модель северного полюса Луны. Под большим центральным куполом был возведен планетарий, а рядом с ним разместили выставочные пространства.
Обсерватория стала одной из знаменитых достопримечательностей не только Лос-Анжелиса, но США.

10-лет назад 6 мая 2005 года группа американских астрономов под руководством Кэролин Парко, изучая снимки АМС «Кассине», полученные 1 мая, обнаружили на них новый спутник Сатурна, который в настоящее время является третьим по удаленности от планеты.
Новый спутник получил название Дафнис в честь героя древнегреческой мифологии, сына Гермеса и нимфы с острова Сицилия. Диаметр спутника оценивается в 7км, а расстояние до поверхности планеты равно 136,5 тыс. км.
Бетельгейзе
Отправлено: Май 7 2015, 02:38

Админ

Группа: Администраторы

Репутация: нет

Цитата (vega82 @ Мар 14 2015, 16:27)
Хронограф любительской астрономии-2015.

100-лет в 1915 году назад немецкая оптическая фирма Карл Цейсс для Бабельсбергской обсерватории начала строительство одного из крупнейших рефлекторов того времени с диаметром зеркала в 122-см, который был установлен в 1924 году.
После Великой отечественной войны телескоп по репарации был вывезен в СССР и в 1949 году установлен в Крымской астрофизической обсерватории, став её первым инструментом. В 1958 году работа с данным инструментом, советский астроном Козырев зафиксировал извержение вулканических газов из кратера Альфонс.

Видел этот инструмент в живую, довольно любопытный, но требует современной модернизации
Отправлено: Май 20 2015, 13:34

340-лет назад в 1675 году открыта щель в кольце планеты Сатурн. Её открывателем стал французс- кий астроном Джованни Доминико Кассине.
Щель Кассине представляет из себя промежуток между кольцами А и B. Её ширина оценивается в 5 тыс. км., а внутри она заполнена мелкими камнями. При наблюдении в телескоп выглядит как темная полоска между кольцами и доступна для наблюдений даже в небольшие любительские телескопы.
Вторая половина мая 2015 года достаточно благоприятное время для наблюдения планеты и её колец, так как, Сатурн находиться вблизи точки противостояния, которое наступит 23 мая.

Добавлено @ 13:42
16-31 мая 2015 года

370-лет назад в мае 1645 года голландский геодезист и картограф Михаэль Флоран ван Лагрен представил карту видимой стороны Луны, выполненную в виде гравюры. Изображение поверхности было выполнено для полной фазы, при этом по проекту Лагрена предполагалось сделать такие карты для всех лунных фаз, но, к сожалению, из-за отсутствия финансирования работа так и не была выполнена.
Карта Лагрена была одной из лучших работ своего времени по селенологии.

180-лет назад 21 мая 1825 года английский астроном Джон Гершель обнаружил в созвездии Орла планетарную туманность, которая в NGC Дреера получила обозначение 6778. Из-за не точности координат указанным Гершелем, она вновь была переоткрыта английским астрономом немецкого происхождения Альбертом Маратом и включена в NGC под номером 6785. Позднее было установлена тождественность этих объектов.
NGC 6778(6785)—расположена от Земли на расстоянии 3200 световых лет, обладает блеском около 12 зв.вел и угловым размером 37 секунд, что позволяет найти её в телескопы с апертурой от 150-мм.

140-лет назад 20 мая 1875 года немецкий астроном Эрнст Темпель обнаружил в созвездии Девы галактику, которая в NGC Дреера получила обозначение 4240
NGC 4240 относится к классу эллиптических галактик, обладает угловым размером чуть больше минуты дуги и блеском 12,7 зв.вел. Для её наблюдений понадобиться телескоп с апертурой от 15-см.

120-лет назад 18 мая 1895 года французский астроном Огюст Шарлуа обнаружил 403 астероид, названный в честь древнегреческой нимфы, жившей на Сицилии—Киана.
Астероид Киана принадлежит к Главному поясу астероидов, располагаясь на среднем расстоянии от Солнца 2,8 а.е. Период обращения астероида равен 4,7 года, а его диаметр оценивается в 50км.
Во время противостояний блеск астероида достигает 12 зв.вел. и его легко можно найти даже в небольшие любительские телескопы. Ближайшее противостояние астероида произойдёт в начале декабря этого года, когда Киана будет располагаться в созвездии Тельца недалеко от рассеянного звёздного скопления Гиады.

90-лет назад 22 мая 1925 года советский астроном Григорий Шайн обнаружил новую комету. На сутки позже её открыл испанский астроном Хосе Кома Сола. Комета получила обозначение 1925а Шайна-Кома Сола или как принято в современной кометной терминологии C/1925F1. В момент открытия располагалась в созвездии Сектанта и обладала блеском 12 зв.вел. Относится к классу комет с гиперболической орбитой и к Солнцу больше не вернется.

80-лет назад 31 мая 1935 года основана обсерватория имени Дэвида Данлэпа. Расположена севернее города Торонто. До 2009 года принадлежала университету г. Торонто, а потом была передана Королевскому астрономическому обществу Канады.
В том же году был установлен основной инструмент обсерватории 1,9-м телескоп рефлектор им. Граба, который стал в то время вторым по величине телескопом в мире. Ещё два инструмента имели меньший диаметр: 0,5 и 0,6-м.
Основными задачи обсерватории были: составление каталог карликовых галактики поиск и рентгеновских источников. Обсерватории так же была одной из первых, где начались спектральные исследования звёзд шаровых скоплений.

25-лет назад в ночь с 16 на 17 мая 1990 года вблизи совхоза Стерлитамак(Башкирская автономная республика, СССР) произошло падение метеорита.
По воспоминаниям очевидцев в небе раздался сильный гул, а яркая вспышка напоминала молнию. Во время падения свидетели отмечали гул земли. Первыми на место падения прибыли местные жители, которые вероятней всего разобрали часть вещества на «сувениры». Лишь на следующий день, на место смогли добраться корреспонденты газеты «Стерлитамакский рабочий», а после них сотрудники Комитета по метеоритам АН СССР.
Метеорит образовал воронку диаметром 6 м. Главная масса(315кг) хранится в Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии Наук, а небольшой фрагмент(0,6 кг) находится в Музее внеземного вещества Комитета по метеоритам РАН.

Присоединённые изображения
Отправлено: Июн 1 2015, 08:21

30-лет назад в 1985 году запатентована система телескопа, разработанная советским оптиком Ю.А. Клевцовым. Эта система является разновидностью катадиоптрического (зеркально-линзового) телескопа и продолжением развития систем Аргунова-Акме. Для исправления эффектов сферической аберрации и комы здесь применяется двухлинзовый корректор.
С 1999 года Новосибирский приборостроительный завод массово производит телескопы, в которых применяется система Клевцова (ТАЛ-150К, ТАЛ-200К и ТАЛ-250К). 0,3-м телескопы установлены во Дворце пионеров города Красноярска и в частной обсерватории автора системы, так же в России имеется несколько телескопов с диаметром около 0,5-м построенными астрономами-любителями.

Нажмите для увеличения
Отправлено: Июн 2 2015, 13:01

1-15 июня

170-лет назад 2 июня 1845 года сразу несколькими наблюдателями замечена яркая комета, которую назвали Великой июньской кометой 1845 года, ныне известна какC/1845 L1. Располагалась в созвездии Персея и обладала блеском чуть ярче 0 зв.вел. Перигелий прошла 3 июня, после чего наблюдалась над северной частью горизонта почти до конца месяца.
Стоит отметить, что приближающаяся к нам комета C/2014 Q1 (Panstarrs), будет иметь схожие условия видимости, правда при более слабом блеске.

160-лет назад в ночь с 2 на 3 июня 1855 года итальянский астроном Джованни Донати обнаружил новую комету, которая располагалась на границе созвездий Близнецов и Возничего, имея блеск около 6 звездной величины и своим внешним видом, по мнению многих астрономов, напоминала шаровое скопление М13.
Относится к типу долгопериодических комет. В современной кометной терминологии имеет обозначение C/1855 L1. Вполне возможно, что комета Донати наблюдалась в 1362 году, когда была описана в разных хрониках.

140-лет назад 3 июня 1875 года американский астроном К. Петерсон обнаружил два новых астероида. Первый из них стал 144 открытым по счету астероидом и получил собственное имя Вибилия, в честь древнеримской богини путешествий. Его диаметр оценивается в 143 км. Второй, ставший 145 астероидом, получил имя Адеона в честь другой римской богини, которая помогает путникам вернутся домой. Такие названия Петерсоном были придуманы после его удачного возвращения из кругосветного путешествия домой, во время которого, проводил наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца.
Оба астероида, вблизи противостояния доступны для наблюдений в любительские инструменты с апертурой от 10-см. Ближайший благоприятный период наблюдения астероида Вибилия придётся на начало 2016 года, а вот найти астероид Адеону можно и сейчас, правда светлые ночи и невысокое расположение астероида над горизонтом в созвездии Стрельца, которое так же богато звезды, делают его поиск достаточно сложной задачей. Блеск астероида не превышает 12 зв.вел.

12 июня 1885 года считается датой открытия атмосферного явления, известного как серебристые облака.
130-лет назад после извержения вулкана Кракотау над северной частью горизонта появились яркие светящиеся облака. Вероятней всего, первым их описал 8 июня германский астроном Т. Бакауз, отдельные сообщения о наблюдении явления стали поступать от астрономов и метеорологов других стран и в другие дни. И лишь 12 июня российский астроном К. Церасский выделил их как самостоятельное атмосферное явление, назвав их «ночными светящимися облаками». Через две недели Церасский, совместно с Белопольским первыми в мире определили их высоту.
Серебристые облака—высокоатмосферное явление, образующиеся в мезосфере Земли на средней высоте 85 км. Состоят из кристаллов водяного льда, а их появление лишь в конце ХIX связано с увеличением газа метана в атмосфере Земли.
В северных широтах серебристые облака видны с мая по август месяц, хотя случаются природные аномалии и они наблюдаются и в другие месяцы, так в феврале 2013 года облака наблюдались над Балтикой и Европейской частью России, сразу же после падения Челябинского метеорита. В южном полушарии Земли сезон серебристых облаков приходиться на декабрь и январь. Открыты серебристые облака и в атмосфере Марса.
Международная классификация различных видом и форм серебристых облаков была разработана 60-лет назад в 1955 году советским ученым Н. Гришиным и принята ныне во всем мире. Стоит так же отметить, что наибольший вклад в изучение серебристых облаков внесен советскими учеными и космонавтами.

60-лет назад 12 июня 1955 года чешский астроном А. Мркос открыл новую комету, причём в момент открытия она была видна невооружённым глазом, обладая блеском 3,5 зв.вел и располагаясь не высоко над северной частью небосвода в созвездии Персея. Получила обозначение 1955е, а в современной кометной терминологии C/1955 L1 Мркоса.

40-лет назад 10 июня 1975 года австралийский астроном Эндрю Лонгмор, изучая обзорные снимки, полученные с помощью 1,2 камеры Шмидта обсерватории Сайдинг-Сприн, обнаружил новую комету, которая известна ныне как 75P Лонгмора. В момент открытия обладала блеском 17 зв.вел и наблюдалась только с помощью крупных телескопов.
По данным Б. Марсдена комета имеет период обращения около 7 лет, однако её блеск редко превышает 14 звёздную величину, что делает её сложным объектом для любительских наблюдений. Последний раз возвращалась к Солнцу в 2009 году, а следующее возращение ожидается в середине 2016 года.

30-лет назад 13 июня 1985 года австралийский астроном М. Хартли обнаружил на снимках, полученных с помощью 1,2-м камеры Шмидта, новую комету, которая стала первой открытой самостоятельной кометой в его активе(две другие были совместно с другими наблюдателями) и сотой открытой периодической кометой. Получила обозначение 100P/ Хартли или Хартли-1, как называли её в те годы. В момент открытия комета имела 16 зв.вел.
Период обращения кометы вокруг Солнца равен 6,3 года. С момента открытия наблюдалась в каждом возвращения. Блеск кометы обычно не превышает 16 зв.вел.

10-лет назад 6 июня 2005 года вспыхнула комета С/2005 K2 Linear, открытая двумя неделями ранее. Её блеск в этот день стал на целую величину ярче расчетного, а в последующие дни быстро возрастать, достигнув к середине месяца 9,2 зв.вел., что позволило наблюдать её многим любителям астрономии. Вспышка была связана с дроблением ядра. Второй фрагмент ядра был обнаружен итальянскими любителями астрономии на снимках, полученных 10 июня.
В ту же ночь 10 июня польский астроном Г. Пойманский обнаружил Новую звезду в созвездии Орла, блеск которой достигал 11 зв.вел. Не смотря на невысокий блеск и светлые ночи, звезду наблюдали многие любители астрономии, в том числе и из России. В настоящее время её присвоено обозначение V1663 Aql.

Отправлено: Июн 15 2015, 17:07

Хронограф любительской астрономии-2015

190-лет назад летом 1825 года российский астроном Василий Струве обнаружил планетарную туманность, внесенную Дреером в NGC под номером 6210.
NGC 6210—расположена в созвездии Геркулеса и обладает блеском 9,3 зв.вел, имея угловой диаметр 16 угловых секунд. Такие параметры позволяют найти её даже с помощью небольшого инструмента. Центральная звезда туманности обладает блеском чуть слабее 12,5 величины и для её наблюдения и видна в телескоп с апертурой от 20-см.

Отправлено: Июн 15 2015, 18:14

16-30 июня

180-лет назад 22 июня 1835 года английский астроном Джон Гершель работая на мысе Доброй Надежды обнаружил туманное пятнышко в созвездии Тукана, внесенное Дреером в NGC под номером 7219
NGC 7219 является галактикой, удаленной от Земли на расстояние 136 млн. световых лет. В телескоп выглядит, как туманное пятнышко 12,5 зв.вел. К сожалению, на широте России не восходит и, видна лишь в южных широтах Земли.

120-лет назад 20 июня 1895 года французский астроном Огюст Шарлуа обнаружил 404 астероид, получивший имя Арсиноя. Такое название было дано в честь героини древнегреческой мифологии, кормилицы Ореса.
Диаметр астероида оценивается примерно в 100км. Период обращения Арсинои вокруг Солнца равен 4,2 года, а во время противостояний её блеск достигает 11,5 зв.вел. и она доступна для наблюдений в телескопы с апертурой от 10-см. Ближайший такой период наступит только через год— начале июля 2016 года.
30 декабря 2014 года с территории России должно было наблюдаться покрытие астероидом звезды 9,5 зв.вел. Однако, облачность не позволила астрономам провести наблюдения данного явления.

60-лет назад 20 июня 1955 года произошло самое длинное в истории человечества полное солнечное затмение, продолжительность которого составило 7 минут 8 секунд. Более длинное затмение(7 минут 28 сек.) произойдёт только 5 июля 2168 году.
Полоса затмения прошла через Индийский океан, Мальдивские острова, юг Индии, через Индокитай и Филиппины, закончившись в юго-западной части Тихого океана. Рядом приводиться рисунок, опубликованный в журнале Японского астрономического общества.

40-лет назад 22 июня 1975 года в 1ч.05мин. на границе Ульяновской и Самарских областей был замечен очень яркий болид. По свидетельству очевидца Бориса Чернова он имел голубой цвет и овальную форму. Впоследствии болид распался на множество осколков, которые, скорее всего, сгорели в атмосфере Земли.

30-лет назад 29 июня 1985 года состоялось торжественное открытие обсерватории Роке де лос Мучачос, которая расположена на острове Ла Пальма(Канарские острова) и входит в состав Северной Европейской обсерватории.
Первый инструментом обсерватории, стал 2,5-м английский телескоп им. Иссака Ньютона, который был установлен там ещё в 1979 году. Впоследствии здесь появились: 1-м камера Шмидта, 0,5-м солнечный телескоп, несколько рефлекторов с диаметром зеркал от 2 до 4,2-м, а в 2007 году в строй вступил самый большой инструмент обсерватории: 10,4-м Большой Канарский телескоп.

25-лет назад 20 июня 1990 года обнаружен первый астероид-троянец Марса, получивший название Эврика. Открывателями астероида стали американские астрономы Дэвид Леви и Генри Хольт. Диаметр астероида равен всего 3 км, а его блеск слабее 20 величины.
Троянцы Марса характерны тем, что расположены в марсианской точке Лагранжа L5, двигаются по орбите на расстоянии 0,3 а. е. от планеты, в 60° впереди или позади неё.

10-лет назад 29 июня 2005 года открыта сверхновая звезда в известной спиральной галактике М51 Водоворот, которую обнаружил немецкий любитель астрономии В. Клоэр.Её блеск в максимуме достиг 13,5 зв.вел и она была доступна для наблюдений любителям астрономии. Получила обозначение SN 2005cs и стала второй сверхновой, зарегистрированной в этой галактике.

Отправлено: Июн 30 2015, 08:58

350-лет назад в 1665 году английский астроном Абрахам Айл, наблюдая Сатурн, который в тот год располагался в созвездии Стрельца, обнаружил рядом с планетой ранее не известный туманный объект, который, почти через сто лет после открытия, знаменитый французский астроном Ш. Месье занес в свой каталог под номером 22.
М22—представляет из себя шаровое звёздное скопление, расположенное от Земли на расстоянии чуть больше 10 тыс. световых лет, а его диаметр оценивается в 100 световых лет. На земном небе оно занимает площадь равную 32 угловым минутам и обладает блеском 5,1 зв.вел, что позволяет разглядеть его даже невооружённым глазом, правда в южных регионах России. В скоплении открыта одна планетарная туманность и тридцать две переменные звезды.
Июль и август самые благоприятные месяцы для наблюдений скопления с территории России. А в мае 2018 года вблизи скопления снова можно будет наблюдать Сатурн.

Отправлено: Июн 30 2015, 09:39

1-15 июля

140-лет назад 10 июля 1875 года австро-венгерский астроном Липот Шульгоф, работая в Венской обсерватории, обнаружил 147 по счету астероид, получивший название Протогенея. Такое название малая планета получила в честь героини древнегреческой мифологии, любовницы бога Зевса. Считается, что первый город древнегреческой цивилизации так же был назван в честь неё.
Астероид Протогенея расположен на среднем расстоянии от Солнца 3,1 а.е, совершая обращения вокруг него за 5,5 лет. Диаметр астероида оценивается в 133 км. Во время противостояний блеск малой планеты становиться ярче 13 зв.вел и она доступна для наблюдений даже в небольшие инструменты. Ближайшее противостояние произойдёт в октябре этого года.

120-лет назад 7 июля 1895 года английский астроном Вильямина Флеминг обнаружила в галактике NGC 5253 сверхновую звезду, достигшую блеска 8 зв.вел. Звезда получила обозначение 1895B и стала третьей внегалактической сверхновой, открытой в истории человечества.
Галактика NGC 5253 расположена в созвездии Центавра и обладает блеском 10 зв.вел.

70-лет назад 9 июля 1945 года на территории СССР наблюдалось полное солнечное затмение. Полоса полной фазы пересекла Гренландию и Скандинавский полуостров, прошла севернее Ленинграда, затем через европейскую часть СССР и закончилась в Казахстане. Максимальная ширина затмения - 91 км, а продолжительность - 1 мин. 15 сек.
Специально к затмению издательство Московского планетария выпустило солнцезащитные очки(на фото).

60-лет назад 13 июля 1955 года открыта комета, известная ныне как С/1955 N1. Первым открывателем стал советский астроном, сотрудник Гисарской обсерватории А. Бахарев. Независимо от него комету в следующую ночь открыли Макфарлан и Кринке. Блеск кометы в момент открытия составлял 9,5 зв.вел.
На фотографии: строительство Гисарской обсерватории, места, где была открыта комета.

10-лет назад 2 июля 2005 года в американской любительской обсерватории Фаунтин-Хилс с помощью 7-см рефрактора, оборудованного ПЗС, была обнаружена новая комета, получившая обозначение C/ 2005 N1 (Juels-Holvorcem). В момент открытия располагалась в созвездии Персея и обладала блеском 14,5 зв.вел. В течение лета перемещалась по созвездиям Возничего, Рыси и Большой Медведицы, достигнув максимального блеска 11,5 зв.вел в середине августа и, став доступной для наблюдений любителям астрономии.
Отправлено: Июл 15 2015, 20:25

110-лет назад в 1905 году российский астроном Лидия Церасская, изучая фотопластинки, полученные на 38-см астрографе обсерватории Московского университета, обнаружила новую переменную звезду в созвездии Лебедя, получившую обозначение XZ Лебедя.
Звезда относится к классу пульсирующих переменных звёзд. Весь цикл изменения яркости занимает 10,4 часа, при этом время роста блеска от минимума(11,2 зв.вел) до максимума(8,7 зв.вел) занимает всего один час. Наблюдать данную звезду можно даже с помощью небольших любительских инструментов.

16-31 июля 2015 года

270-лет назад в июле 1745 года французский астроном Жан Филипп де Шезо описал три туманных объекта, которые, другой французский астроном—Шарль Месье, внес в свой каталог под номерами 16,17 и 25.
М16—представляет из себя газовую туманность, расположенную в созвездии Змеи. Её интегральный блеск равен 6,4 зв.вел, а угловой диаметр около 8 минут дуги и в ясные безлунные ночи эту туманность можно обнаружить даже в театральный бинокль. Телескопы с диаметром апертуры от 30-см позволят разглядеть отдельные образования внутри туманности.
М17—так же является диффузной туманностью, которая расположена недалеко от М16, но уже в созвездии Стрельца. Имеет собственное имя Омега, хотя некоторым астрономам известна и под другими названиями. Её интегральный блеск равен 6 зв.вел., а угловой диаметр 11 минут. Так же, как и М16, доступна для наблюдений в бинокль, но уже телескоп с апертурой от 10-см позволяет рассмотреть некоторые детали туманности.
М25—рассеянное звездное скопление, которое расположено в северной части созвездия Стрельца и в хороших астроклиматических условиях на юге России может быть найдено даже невооружённым глазом. В средних широтах для его поиска лучше воспользоваться биноклем. Интегральный блеск скопления равен 4,6 зв.вел, а площадь занимаемая на небе равно площади Луны в полнолуние.

230-лет назад 30 июля 1785 года английский астроном У. Гершель открыл в созвездии Орла рассеянное звёздное скопление, внесенное в Новый Общий Каталог Дреера под номером 6755.
NGC 6755 расположено от нас на расстояние 6345 световых лет, занимая на небе площадь 15 угловых минут и обладая общим интегральным блеском 7,5 зв.вел., что позволяет найти его с помощью бинокля. В телескопы с диаметром от 30-см можно рассмотреть все 80 звёзд скопления, блеск которых составляет 10-14 зв.вел.

190-лет назад 18 июля 1825 года российский астроном Василий Струве обнаружил в созвездии Змееносца планетарную туманность, которая была внесена в каталог Дреера под номером 6572
NGC 6572 обладает блеском 9 звездной величины и диаметром 10 угловых секунд, что позволяет разглядеть её даже в небольшой телескоп, при этом инструменты с апертурой от 10-см покажут даже зеленоватый цвет туманности. Хорошим ориентиром для поиска этой планетарки, является яркое рассеянное звездное скопление NGC 6633, которое расположено на 3,5* левее(восточнее).

70-лет назад 30 июля 1945 года основана Крымская астрофизическая обсерватория. Её первыми инструментами стали Цейс-122, полученный по репарации и 0,5-м МТМ-500. Оба инструмента увидели первый свет уже в 1947 году. В дальнейшем инструментальный парк обсерватории постоянно пополнялся. Так же здесь были построены радио- и солнечные телескопы. Крупнейшим инструментом обсерватории является 2,6-м телескоп-рефлектор им Шайна, который вступил в строй в 1961 году и до открытия БТА(1975г) являлся крупнейшим телескопом в Европе и СССР.
За 70-лет работы в обсерватории было открыто свыше 1500 астероидов, восемь комет(две Н.С. Черных и пять Г. Борисовым), короткие солнечные пульсации. Сотрудники обсерватории принимали участия в разработке и создания приборов для спутников, космических телескопов и луноходов.
В настоящее время инструментальный парк обсерватории, вместе с базой ГАИШ насчитывает более 20 инструментов, на которых ведутся исследования почти по всем астрофизическим направлениям.

50-лет назад 29 июля 1965 года открылся Минский планетарий. В зале, рассчитанном на 120 мест, был установлен германский аппарат планетарий фирмы Карл Цейсс ZKP-1, а рядом была построена обсерватория, где установили 130-мм телескоп-рефрактор той же фирмы.
Обсерватория была закрыта в 1995 году и лишь в 2008 году, после реконструкции вновь смогла принять посетителей, сам же планетарий был реконструирован в 2011 году. В настоящее время планетарий проводит множество различных культурных и развлекательных программ, при нем работают различные астрономические кружки и ведутся показы небесных объектов для всех желающих.

20-лет назад 23 июля 1995 года американскими любителями астрономии Алленом Хейлом и Томом Бопом обнаружена новая комета, известная как C/1995 O1 Хейла-Боппа или Большая комета-1997 года.
В момент открытия комета находилась в созвездии Стрельца, недалеко от шарового звёздного скопления М70 и обладала блеском 10,5 зв.вел. При этом от Земли её отделяло расстояние в 7,2 а.е., что сразу позволило сделать вывод, что при сближение с нашей планетой комета будет очень яркой.
Начиная с мая 1996 года комета стала видна невооружённым глазом, а в феврале 1997 её блеск достиг 2 зв.вел, что позволило наблюдать её невооружённым глазом даже в городах с сильной засветкой, так же невооружённым глазом комета наблюдалась и во время полного солнечного затмения 9 марта. К началу апреля, того же 1997 года, комета достигла максимального блеска -0,7 зв.вел, газовый и ионный хвосты достигали в длину 15 и 20*, соответственно.
Комета наблюдалась невооружённым глазом в течении 18 месяцев, став рекордсменом в кометном мире, при этом в течение двух месяцев она обладала блеском ярче 0 зв.вел. Диаметр ядра кометы был оценен в 40км.
Отправлено: Июл 30 2015, 22:14

Хронограф любительской астрономии-2015

230-лет назад в 1785 году английский астроном Эдуард Пигот обнаружил переменность у звезд эта Орла и R Щита.
Первая из них относится к классическим цефеидам, меняющая свой блеск с 3,5 до 4,4 зв.вел с периодом 7,2 суток. Наблюдать изменения блеска звезды можно даже невооружённым глазом.
Более интересна R Щита. Её блеск меняется с 4,5 до 8,8 зв.вел в течение 144 суток. Относится к классу пульсирующих переменных звёзд типа RV Тельца. Причина изменения блеска таких звёзд до сих пор остаётся не ясной. С момента открытия, по данным Американской Ассоциации наблюдателей переменных звёзд, сделано более 120 тысяч оценок блеска звезды. А в 1941 году было замечено, что период изменения блеска звезды имеет тенденцию к уменьшению.
Отправлено: Июл 30 2015, 23:07

1-15 августа.

340-лет назад 10 августа 1675 года заложена Гринвичская обсерватория. Её основными задачами стали работы в области морской навигации, геодезии и службы времени. Именно поэтому в Гринвиче находиться нулевой меридиан( с 1851г).
Так же обсерватории был составлен каталог 2395 звёзд северного полушария, автором которого стал астроном и первый директор обсерватории--Джон Флемстид. После его смерти обсерваторию возглавлял Эдмунд Галлей, который во времена этого руководства занимался изучением Луны. Третий директор обсерватории--Джеймс Брадлей открыл колебания земной оси. Кроме того, он, как и Флемстид, является создателем одного из точнейших каталогов звёзд своего времени.
Первыми инструментами обсерватории были меридианный круг, секстанты и небольшие трубы-рефракторы. На рубеже 1893-94 годах появился 70-см визуальный телескоп-рефрактор, а в 1897 году установили 65 см рефрактор-астрограф и 75-см рефлектор.
В 30-х годах ХХ века сильная засветка от Лондона стала мешать проводить серьёзные научные наблюдения, в связи с чем, встал вопрос о переносе обсерватории в новое место. Однако, переезд состоялся лишь в 1958 году, когда основные инструменты обсерватории были установлены в Сассексе. Старое же здание было превращено в музей.

190-лет назад 9 августа 1825 года английский астроном Томас Юнг открыл двойную звезду в созвездии Дельфина, которая через несколько дней так же была независимо обнаружена российским астрономом Василием Струве и внесена им в каталог двойных звёзд под номером 2730
Двойная звезда Струве 2730 состоит из пары 8,4 и 8,6 зв.вел., красного цвета, разделенной расстоянием в 3,3 угловые секунды, что позволяет увидеть её даже в небольшие любительские инструменты. Расстояние между нами и системой Струве 2730 составляет 68 световых лет. Рядом приводиться зарисовка астронома-любителя Джона Нансона.

180-лет назад 6 августа 1835 года итальянский астроном С. Демюшель переоткрыл комету Галлея, наведя свой телескоп на ту область неба, где комета должна была находиться по расчетам, что явилось очередным торжеством небесной механики. Стоит отметить, что астрономы вели поиски кометы с декабря 1834 года. В момент открытия располагалась в созвездии Тельца и наблюдалась на утреннем небе.
Уже в последних числах августа Василий Струве сообщил, что комета видна невооружённым глазом. В октябре месяце блеск кометы достиг 1 звездной величины. Перигелий прошла 16 ноября (на сутки позже вычисленного). Астрономы проводили наблюдения кометы Галлея до 19 мая 1836 года. Следующее возвращение знаменитой кометы к Солнцу состоялось в 1910 году.

110-лет назад 14 августа 1905 года английский астроном Вильямина Флейминг открыла вспышку Новой звезды в созвездии Орла, блеск которой на момент открытия составлял 7,6 зв.вел, что являлось максимум её блеска. Получила обозначение V604 Aql.

100-лет назад 11 августа 1915 года немецкий астроном Макс Вольф обнаружил 804 по счету астероид, который получил собственное имя честь шведской обсерватории Лундия.
Астероид Лундия, интересен в первую очередь тем, что многие астрономы считают его осколком другого астероида—Весты. В 2005 году, в результате точных фотометрических наблюдений астероида, было установлено, что он состоит из двух компонентов размером около 7 км, разделенных между собой расстоянием в 20 км. Астероид расположен от Солнца на расстоянии 2,3 а.е., обращаясь вокруг него за 3,5 года.
Стоит отметить, что в начале августа 2015 года астероид Лундия будет находиться вблизи точки противостояния с Солнца, достигнув блеска 13,2 зв.вел., перемещаясь по созвездию Водолея, недалеко от звездных скоплений М72 и М73.

80-лет назад 7 августа 1935 года датский астроном С. Хольм обнаружил один из вторичных радиантов метеорного потока Персеиды, расположенного около звезды бэта(основной радиант расположен около звезды эта). Метеоры потока, обнаруженного Хольмом, достаточно тусклые и их блеск не превышает обычно 5-6 зв.вел.
В 60-70-е годы крымские астрономы, изучающие Персеиды, отметили, что бэта Персеиды являются самой слабой и не регулярной по активности ветвью потока, а пик максимума может происходить в период с 12 по 18 августа.

40-лет назад 10 августа 1975 года датский астроном, сотрудник Европейской Южной обсерватории Р. Вест обнаружил новую яркую комету, получившую название комета Веста или Большая комета-1976. В современной кометной астрономии, имеет обозначение C / 1975 V1.
Перигелий прошла 26 февраля 1976 года, достигнув блеска -3 зв.вел. Вблизи этой даты астрономы сообщали о наблюдении кометы невооружённым глазом, даже на дневном небе. После перигелия произошло дробления ядра кометы, отдельные фрагменты которого открывались астрономами в течение марта.
Период обращения кометы в настоящее время оценивается в 254 тыс. лет.

30-лет назад 15 августа 1985 года американские астрономы Мария Баруччи и Элианора Хеллин открыли околоземный астероид группы Аполлона, получивший порядковый номер 3752 и собственное имя Камилло, в честь древнеримского императора Луция Аррунция Фурия Камилла Скрибониана(около 2 г. до н. э. — 42 г. н. э.)
Диаметр астероида равен 2,3 км, а минимальное расстояние, на которое он приближается к Земле, достигает 11,9 млн. км. , однако происходит это не так уж и часто. А его блеск во время сближения не превышает 15 зв.вел. и он доступен для наблюдений только с помощью крупных любительских инструментов.

Отправлено: Авг 14 2015, 13:29

Хронограф любительской астрономии-2015

80-лет назад в 1935 году американский оптик Франклин Райт, исследуя влияние перемещения корректора вдоль оси камеры Шмидта, нашел вариант камеры, в которой труба была бы той же длины, что и фокусное расстояние. Сам Франклин Райт назвал такую систему «коротким телескопом», а в наше время она носит его имя.
Камеры Райта нашли свое применение в любительском телескопостроении. И в России, и за рубежом построено множество телескопов данной системы с диаметрами входного отверстия от 150 до 300-мм.

Нажмите для увеличения
Отправлено: Авг 14 2015, 13:54

16-31 августа.

150-лет назад 25 августа 1865 года немецкий астроном Роберт Лютер обнаружил 84 по счету астероид, получивший собственное имя Клио. Такое название было дано в честь древнегреческой музы истории.
Астероид Клио расположен от Солнца на среднем расстоянии 2,4 а.е., обращаясь вокруг него за 3,6 года. Диаметр астероида, который был определен с помощью космического телескопа IRAS, равен 79,2 км. А период его вращения близок к земному и равен 23,5 часа.
Во время противостояний блеск астероида не превышает 13 зв.вел. и для его наблюдений понадобиться инструмент с апертурой от 15-см. Ближайшее противостояние Клио произойдёт в начале февраля следующего года.

130-лет назад в ночь с 19 на 20 августа 1885 года немецкий астроном Эрнест Хартвинг, работая в Дерптской обсерватории(Российская империя) обнаружил яркую вспышку звезды в Туманности Андромеды. Однако, телеграмму о своем открытии он отправил только 30 августа. Одновременно с ним на открытие так же претендовали француз Людвиг Галле, который заметил вспышку 17 августа и ирландец Иссак Вуд, который сообщал, что видел эту звезду ночью 19 августа. Звезда получила обозначение S Андромеды.
S Андромеды—первая внегалактическая сверхновая звезда в истории человечества и единственная сверхновая, которая наблюдалась в Туманности Андромеды. Своего максимального блеска, равного 5,5 зв.вел она достигла в ночь с 21 на 22 августа 1885 года и до открытия Сверхновой в Большом Магеланновом Облаке(в 1987 году) являлась ярчайшей визуальной сверхновой звездой.

120-лет назад 23 августа 1895 года американский астроном Герберт Хаве обнаружил три слабые галактики в созвездии Рыб, получившие обозначение в IC(Индекс Каталоге) под номерами 1564, 1565 и 1567.
Самой яркой из этой тройки является IC 1565, имеющая блеск 13,4 зв.вел(две другие на целую величину слабее) и расположенная от Земли на расстоянии 570 млн. световых лет.
Относится к классу эллиптических галактик. Стоит отметить, что эта галактика была независимо переоткрыта в ноябре 1897 года французским астрономом Стефаном Жавелом.

40-лет назад 22 августа 1975 года в городе Данкове Липецкой области был открыт планетарий. Его основателем считается Иван Шевляков, долгое время, проработавший лектором в Московском планетарии. Вернувший в родной город он привёз с собой и дорогостоящее оборудование, которое было куплено для Московского Дворца Пионеров, однако Дворец не располагал на тот момент помещением под его установку.
Дансковский планетарий работает и в настоящее время, являясь единственным подобным объектом не только в Липецкой, но и в соседних областях, где работают только переносные планетарии.
Так же 40-лет назад 29 августа 1975 года японские астрономы Хонда и Осада открыли яркую Новую в созвездии Лебедя, которая через сутки достигла максимального блеска равного 1,7 зв.вел. Невооружённым глазом звезда была видна в течение недели, а слабее 12,5 зв.вел. она стала лишь через 680 дней с момента открытия

10-лет назад в августе 2005 года группа европейских астрономов обнаружила у звезды HD 11964 из созвездия Кита две планеты. Планета B вращается по круговой орбите вокруг звезды за 5 лет, располагаясь от звезды на расстоянии 3,45 а.е. Её масса в 1,2 раза больше массы нашего Юпитера. Планета С, подобна нашему Нептуну, однако расположена достаточно близко к звезде, находясь от неё на расстоянии 0,23 а.е. и период её обращения равен «всего» 38 дней.
Звезда HD 11964 относится к классу жёлтых суб-гигантов и расположена от нас на расстоянии 107 световых лет. Её блеск равен 7,7 зв.вел и она доступна для наблюдений даже в бинокли. В 2007 году у звезды была обнаружена третья по счету планета.

Отправлено: Авг 30 2015, 16:40

Хронограф любительской астрономии-2015

190-лет назад в 1825 году российский астроном Василий Струве обнаружил два звёздных скопления, впоследствии внесенные Дреером в NGC под номерами 6871 и 6873.
NGC 6871—представляет из себя рассеянное звёздное скопление, расположенное в созвездии Лебедя и обладающее блеском 5,2 зв.вел., что теоретически позволяет разглядеть его невооружённым глазом, однако оно «тонет» на ярком фоне Млечного Пути и для его поиска лучше воспользоваться биноклем. Угловой размер скопления равен 30 угловым минутам.
NGC 6873—в отличии от 6871, является не рассеянным звёздным скоплением, а астеризмом, расположенном в созвездии Стрелы и, занимающем на небе площадь в 15 угловых секунд. Состоит из нескольких звёзд 11-13 зв.вел, среди которых выделяется двойная звезда Струве 2631