Страницы: (5) 1 2 [3] 4 5   ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Reply to this topicStart new topicStart Poll

Отправлено: Авг 30 2015, 18:29

1-15 сентября 2015 года

130-лет назад 3 сентября 1885 года австрийский астроном Иоганн Пализа открыл 250-й по счету астероид, получивший собственное имя Беттина, в честь жены банкира Альберта фон Саломона Ротшильда, который купил право на название астероида.
Астероид Беттина имеет диаметр около 80 км и обращается вокруг Солнца за 5,6 года, располагаясь от него на среднем расстоянии 3,1 а.е. Во время противостояний с Землей блеск астероида становиться ярче 12 зв.вел. и он доступен для наблюдений даже в небольшие любительские инструменты. Ближайший благоприятный период видимости Беттины наступит в январе следующего года, когда астероид будет находиться в западной части созвездия Льва, обладая блеском около 11,6 зв.вел.

100-лет назад 5 сентября 1915 года российский астроном Григорий Нейумин обнаружил две новые малые планеты: Инна и Лика. Первый из них независимо был переоткрыт немецким астрономом Максом Вольфом 9 сентября того же года. А вот постоянные номера астероиды получили только после Первой мировой войны. Инна получила 848 порядковый номер, а Лика 917. Обе малые планеты имеет диаметр около 28 км и расположены от Солнца на расстоянии 2,4 а.е.
Астероид Инна назван в честь российского астронома, сотрудницы Пулковской обсерватории Инны Николаевны Леман-Балановской(1881-1945), а астероид Лика назван в честь подруги сестры первооткрывателя.

80-лет назад 1 сентября 1935 года немецкие астрономы К. Хоффмайстер и А. Тайхгребер открыли новый метеорный поток, радиант, которого расположен в созвездии Возничего. Изучая орбиту нового потока В. Гуд заметил сходство с орбитой кометы Киса(1911 II).
Новый метеорный поток получил обозначение альфа-Ауригиды, однако его изучение началось только в 70-80х годах ХХ века, в результате которых было установлено, что он действует в период с 25 августа по 7 сентября, а пик максимума приходиться на ночи 31 августа и 1 сентября. Зенитное часовое число достигает 40 метеоров.

10-лет назад 1 сентября 2005 года увидел первый свет Большой южноафриканский телескоп. Диаметр главного зеркала телескопа равен 11-м и по этому параметру он является крупнейшим инструментом в южном полушарии Земли. Телескоп установлен в Южно-Африканской астрономической обсерватории, а его торжественное открытие состоялось 10 ноября 2005 года.
С помощью Большого южноафриканского телескопа ведутся спектроскопические и поляриметрические наблюдения объектов южного неба.

Отправлено: Сен 14 2015, 19:51

Хронограф любительской астрономии-2015

80-лет назад в 1935 году при Американском музее естественной истории в Нью-Йорке открылся один из старейших планетариев мира. Основным его элементом стал огромный шар диаметром 26-м, называемый Хайденовским. В 1969 году к шару добавили аппарат фирмы Карл Цейсс, а в 2000 году провели полную реконструкцию сооружения и в настоящее время он представляет собой двухуровневый проекционный кинотеатр. В верхнем зале дают программу о путешествиях сквозь Вселенную, благодаря которой можно посетить самые далекие планеты и галактики. В нижнем зале показывают фильм о Большом Взрыве – космологической теории о происхождении Вселенной. Огромный проекционный зал, высотой с пятиэтажное здание, вмещает в себя до 430 зрителей.

Отправлено: Сен 14 2015, 20:05

16-30 сентября

540-лет назад 30 сентября 1475 года произошло частное солнечное затмение, которое было описано в Никоновской летописи. Данное затмение наблюдалось через час после восхода Солнца, а его фаза достигала всего 0,3, что является своеобразным рекордом среди наблюдений частных фаз солнечных затмений в средние века. Стоить отметить, что затмение наблюдалось жителями города Коломна, в том же время москвичи никакого затмения не видели.

230-лет назад 24 сентября 1785 года английский астроном Уильям Гершель обнаружил шаровое звездное скопление в созвездии Дельфина, которое Дреер внес в NGC под номером 6934.
NGC 6934 расположено от Земли на расстоянии 52 тыс. световых лет и доступно для наблюдений даже в небольшие любительски инструменты, обладая блеском 8,3 зв.вел и угловым размером около 8,5 минут. Правда, видно оно в виде туманной звёздочки и лишь телескопы с апертурой в 30-40 см позволяют разделить это скопления на отдельные звезды.

150-лет назад 19 сентября 1865 года американский астроном Кристиан Петерс открыл 85 по счету астероид, который получил название Ио, в честь дочери древнейшего аргивского царя и , одновременно, речного бога Инаха в древнегреческой мифологии.
Астероид Ио относится к Главному поясу, обращаясь вокруг Солнца за 4,3 года и находясь на среднем расстоянии от него 2,7 а.е. Астрономы дважды наблюдали покрытие звёзд этим астероидом и по их результатам вычислили его диаметр—154,8 км.
Во время противостояний блеск Ио достигает 11,5 зв.вел. и он доступен для наблюдений даже в небольшие инструменты.

130-лет назад 20 сентября 1885 года американский астроном Льюис Свифт описал пять слабых туманных пятен, расположенных в созвездии Андромеды и получившие в NGC номера 19,20,21, 7831 и 7836. Все они, как было установлено впоследствии, являются галактиками, входящие в скопление галактик LGG 001 или группа NGC 7831. Эта система расположена от нас на расстояние около 235 миллионов световых лет. Для наблюдения этих дип-скай объектов понадобиться телескоп с апертурой 25-30 см.
Стоит отметить, что для большинства из них в NGC были указаны ошибочные координаты и уточнённые данные были внесены благодаря астрономам-любителям, которые внимательно изучили описания Свифта.

50-лет назад 18 сентября 1965 года японские астрономы Каору Икэя и Цутому Сэки, независимо друг от друга, обнаружили новую комету, которая стала «Большой кометой-1965 года», а в современной астрономии известна, как C/1965 S1 Икэя-Сэки.
В момент открытия комета располагалась в созвездии Гидры и обладала блеском около 8 зв.вел. при этом яркость кометы постоянно возрастала. Так уже 1 октября блеск кометы достиг 5 величины, а к середине месяца превышал 2.
21 октября комета прошла перигелий на расстоянии 0,008 а.е., достигнув максимального блеска -11 зв.вел. и наблюдаясь даже на дневном небе. Следующее возвращение кометы произойдёт через 830 лет.

40-лет назад 30 сентября 1975 года американские астрономы Чарль Коваль и Элизабет Рёмер обнаружили 18-й спутник Юпитера, получивший собственное имя Фемисто—так звали героиню древнегреческих мифов, которая была одной из дочерей речного бога Инаха. Сообщение об открытии было опубликовано 3 октября того же года, однако из-за недостаточного количества наблюдений, орбита спутника была вычислена не точно и спутник был утерян. Вновь был переоткрыт лишь в 2000 году.
Фемисто расположен на расстоянии 7 200 тыс. км от поверхности Юпитера, обращаясь вокруг него за 130 дней. Диаметр спутника оценивается в 8 км, что делает его недоступным для наблюдения в любительские инструменты.

20-лет назад 26 сентября 1995 года российский астроном-любитель Тимур Крячко с помощью 40-см телескопа Зеленчукской станции Казанского университета обнаружил небольшой астероид (№ 16711) главного пояса диаметром 13 км, который стал одним из первых астероидов, открытых в истории современной России. В начале нашего века ему было присвоено имя Ка Дар—в честь частной российской любительской обсерватории.

Отправлено: Сен 30 2015, 20:16

Хронограф любительской астрономии-2015.

230-лет назад в 1785 году недалеко от города Дублин открылась Дансинская обсерватория—первое подобное учреждение на территории Ирландии. Основной инструмент обсерватории 30-см рефрактор фирмы Грабба был установлен здесь в середине XIX века.
Научные наблюдения в обсерватории проводились почти до конца ХХ века и были прекращены вследствие мощной засветки от города Дублин. В настоящее обсерватория перепрофилирована в музей и занимается просветительской деятельностью.

1-15 октября.

200-лет назад 3 октября 1815 года на Верхней Марне(Франция) произошло падение метеорита, который получил название – Chassignite (Шассиньит) . Было обнаружено около 4 кг вещества, однако до настоящего времени сохранилось лишь 500 грамм. Метеорит прилетел к нам с Марса и относится к уникальному типу метеоритов—шассиньиты.

190-лет назад 19 октября 1825 года английский астроном Джон Гершель описал туманный объект, с координатами: РА 00 ч 15 м 20,6 сек и склонение + 12 ° 26 '40 ",который был включен в каталог Дреера, как NGC 56. Однако, впоследствии астрономы не смогли найти ни какого туманного объекта в этой области неба. В настоящее время существует несколько предположений о том, что мог наблюдать в этой области неба Джон Гершель. Самая распространенная версия—что это был блик от звезды Эниф(эпсилон Пегаса), ещё одна версия гласит, что за новую туманность Джон Гершель принял М15, которая расположена поблизости. Третья версия гласит, что Гершелю удалось наблюдать слабую галактику PGC 1107, однако большинство астрономов сходятся во мнение, что несовершенный инструмент, в который он наблюдал, не способен показать эту галактику.

160-лет назад 5 октября 1855 года
обнаружены два новых астероида. Первый из них, получивший порядковый номер 36 и имя в честь древнегреческой героини—Аталанта, был открыт немецким астрономом Германом Гольдшмитом. Второй, получивший 37 порядковый номер и имя в честь древнегреческой богини согласия—Фидес, был обнаружен другим немецким астрономом—Робертом Лютером.
Астероид (36) Аталанта расположен на среднем расстоянии от Солнца равным 2,7 а.е., обращаясь вокруг него за 4,6 года. Диаметр астероида оценивается в 105,6 км. Астероид (37) Фидес располагается от Солнца на расстоянии 2,6 а.е., обращаясь вокруг него за 4,3 года. Его диаметр 108,5 км. Во время противостояний оба астероида доступны для наблюдений любителям астрономий. Ближайшее противостояние астероида Аталанта произойдёт в январе 2016 года, при этом астероид будет расположен далеко от эклиптических созвездий, находясь на границе созвездий Рыси и Большой Медведицы. Астероид Фидес пройдет точку противостояния в марте 2016 года, располагаясь в созвездии Льва, недалеко от планеты Юпитер на небесной сфере.

100-лет назад в 1915 году английский астроном Риверд Дениэл, изучая орбиты известных комет, предположил, что вблизи 10 октября возможен максимум метеорного потока, радиант которого, расположен в созвездии Дракона и порожден кометой Джакобини-Циннера. Несколько метеоров в тот же год, которые возможно относились к Драконидам, были замечены знаменитым наблюдателем метеоров У. Деннигом.
В 20-е годы прошлого века Дэвниэл провел новые расчеты и вычислил более точно данные о новом метеорном потоке, пик максимума которого должен был произойти 9 октября 1926 года. Так оно и произошло, однако наблюдатели заметили лишь небольшое число метеоров, и лишь жители Англии стали свидетелями пролета яркого болида, который вылетел из радианта потока, вычисленного Дэвидсоном.
В 1933 и 1946 года Дракониды разразились настоящими метеорными штормами, когда ZHR достигало 6000 и 3000 метеоров в час, соответственно. А вот в 1952 и 1972 год поток оказался беден на метеоры. Во время максимума 1998 года зенитное число метеоров достигало 500 в час, а в 2011 году было равно 300.

80-лет назад 15 октября 1935 года в Ленинграде открылся Дом занимательной науки(сокращено ДЗН). В первом зале Дома расположился отдел Астрономии (Мироведения) с круглым плафоном искусственного неба (диаметром 5,5 метров), на котором изображались созвездия обеих Медведиц, Кассиопея и Орион. В середине зала стоял экспонат, показывающий разные точки восхода и захода Солнца. Кроме того здесь были установлены такие приборы, как глобус видимой стороны Луны, модель звездолета Циолковского, на стенах висели цветные изображения небесных объектов. В саду ДЗН был установлен небольшой телескоп. Основателем ДЗН был знаменитый популяризатор науки Яков Перельман.
К сожалению, во время блокады экспозиция ДЗН была разрушена, не пережил блокаду и Я. Перельман, который скончался от истощения в 1942 году.

40-лет назад 5 октября 1975 года одновременно были обнаружены две новые кометы, причем одним из открывателей обеих комет, стал японский астроном Хироши Мори, что стало своеобразным рекордом в истории открытия комет.
Первая комета, носящая ныне обозначение С/1975 T1, кроме Мори была замечена и другими японцами--Фудживкавой и Сато. Вторая комета, имеющая обозначение С/1975T2, была обнаружена несколькими наблюдателями, однако по мимо Мори, открывателями были признаны только Сигинори Сузуки и Йшикао Сагуста.
Во время перигелия блеск обоих комет превысил 6 зв.вел.

20-лет назад 6 октября 1995 года швейцарские астрономы М. Майер и Д. Квелоц объявили об открытии первой внесолнечной планеты у звезды. Этой звездой стал желтый карлик, носящий имя 51 Пегаса. Планета обращается вокруг светила за 4,23 суток и расположена от неё на расстоянии 0,0527 а.е. Масса планеты оценивается в 0,5 массы Юпитера.
Звезда 51 Пегаса расположена от Земли на расстоянии 50 световых лет и заметна осенними вечерами высоко над южной частью горизонта даже невооружённым, обладая блеском 5,5 зв.вел.

Отправлено: Окт 13 2015, 15:00

50-лет назад в 1965 году во многих обсерваториях Советского Союза были установлены и вступили в строй горизонтальные солнечные телескопы системы АЦУ-5(Астрономическая Целостатная Установка), которая представляет из себя телескоп, с главным зеркалом равным 440-мм, фокусом Ньютона 17.5 м, эквивалентным фокусом Кассегрена 60.54 м. Телескоп дает изображение Солнца диаметром 16 см в фокусе Ньютона на щели спектрографа АСП-20 или 56 см на экране в фокусе Кассегрена. С помощью АЦУ-5 осуществляется регулярный мониторинг солнечной активности и наблюдение пятен.
Большинство этих инструментов в настоящее время получили серьёзную модернизацию и были оснащены ПЗС-матрицами, продолжая выполнять свою основную задачу. Стоит отметить, что павильон АЦУ в Пулково был внесен в список памятников архитектуры России.

16-30 октября

230-лет назад 26 октября 1785 года английский астроном У. Гершель обнаружил в созвездии Водолея галактику NGC 7252.
Эта галактика расположена от нас на расстоянии 220 миллионов световых лет и выглядит в телескоп, как слабый клочок света 11 зв.вел. с угловым размером около 2 минут. Относится к классу линзообразных галактик и носит собственно имя Галактический Атом. Такое называние было дано из-за того, что её форма похоже на графическое строение атома.

140-лет назад 18 октября 1875 года американский астроном Дж. Уотсон обнаружил 150 по счету астероид, получивший собственное имя Нюйва. Такое необычное имя было дано в честь одной из китайской богини сватовства и брака, создательницы человечества.
Астероид (150) Нюйва расположен на среднем расстоянии от Солнца равным 3 а.е. , обращаясь вокруг него за 5,1 года. Диаметр астероида оценивается в 151 км. Вблизи противостояний блеск астероида достигает 12 зв.вел. и его можно найти даже в небольшие инструменты. Ближайший такой период наступит в январе 2016 года, когда астероид будет наблюдаться в созвездии Близнецов.

40-лет назад 23 октября 1975 года швейцарский астроном Пауль Вилд обнаружил в галактике NGC 7723 сверхновую звезду, блеск которой, 4 ноября того же года достиг 13,5 зв.вел. и она стала доступна для наблюдений в любительские инструменты.
Галактика NGC 7723 относится к классу спиральный и расположена в созвездии Водолея, обладая блеском около 12 зв.вел.

30-лет назад в октябре 1985 года советский инженер В. Коротаев, находясь в командировке в Камышловском районе Свердловской области, обратил внимание на придорожный камень красноватого цвета. Камень имел вес 4,5 кг и был передан Коротаевым ученым в Свердловск, которые определили его внеземное происхождение.
Метеорит стал первым, найденным на территории Свердловской области, в связи с чем, получил название Свердловск. Относится к классу обычных хондритов. Вполне возможно, что является остатком яркого болида, который наблюдался 8 апреля 1958 года. Хранится в коллекции Уральского Геологического музея.

10-лет назад 17 октября 2005 года в восточных регионах России наблюдалось частное лунное затмение с очень малой фазой, которая не позволяла увидеть затмение невооружённым глазом. Наблюдения таких затмений проводят с помощью фото-аппаратуры, однако, над большей частью территории видимости стояла облачность, в связи с чем, лишь немногие любители астрономии смогли запечатлеть это явление.
Отправлено: Окт 31 2015, 09:43

120-лет назад в 1895 году американский астроном Эдвард Барнард обнаружил в созвездии Лебедя рассеянное звездное скопление, погруженное в туманность, которую Дреер включил в Интер Каталог(IC) под номером 5146. Туманность получила собственное имя—Кокон. К этой же туманности принадлежит и темное «пятно», которое носит обозначение Барнад 168.
IC 5146—расположена от Земли на расстоянии около 4 тыс. световых лет, занимая на небе угловое расстояние около 12 минут и обладая интегральный блеском 7,5 зв.вел. Однако, не смотря на такую яркость для визуальных объектов «Кокон» достаточно сложный объект, лучше всего его заметно на фотографиях.

1-15 ноября.

370-лет назад 11 ноября 1645 года итальянский астроном и оптик Франческо Фонатано наблюдал вблизи Венеры объект, принятый им за спутник этой планеты. Это было первое исторически зафиксированное наблюдение так называемого спутника Венера. На протяжении следующих двух веков астрономы разных стран сообщали о наблюдении загадочного объекта вблизи Венеры.
За спутник принимались блики от яркого света планеты и некоторые слабые звезды. С наступлением ХХ века сообщения о наблюдении «спутника» Венеры прекратились.

270-лет назад 13 ноября 1745 года швейцарский астроном Филипп де Шезо обнаружил в созвездии Стрелы шаровое звездное скопление, которое Шарль Месье внес в свой каталог под номером 71
Скопление М71 расположено от Земли на расстоянии 13 тыс. световых лет от Земли, занимая в пространстве площадь равную 27 годам, что на земном небе соответствует площади равной 7,2 угловых минут. Интегральный блеск скопления около 8,2 зв.вел., что позволяет найти объект даже с помощью сильного бинокля. Скопление слабоконцентрированое и даже небольшой телескоп позволяет разделить его на отдельные звезды. Среди них выделяется полуправильная переменная звезда Z Стрелы.
Со второй половины ХХ века астрономы ведут активные споры о классификации этого объекта—относится ли оно к шаровым звездным скоплением или все же является плотным рассеянным.

230-лет назад 1 ноября 1785 года английский астроном Уильям Гершель обнаружил в созвездии Единорога рассеянное звездное скопление, внесенное в NGC под номером 2215.
NGC 2215—достаточно бедное скопление, состоящее из нескольких десятков звёзд, почти все они доступны для наблюдения в любительские инструменты. Интегральный блеск скопления равен 8 зв.вел., при угловом размере около 8,5 минут, что позволяет найти его в хороший бинокль, в который скопление видно как туманный объект.

160-лет назад 3 ноября 1855 года английский астроном Уильям Парсон(лорд Росс) обнаружил в созвездии Овна галактику, внесенную в NGC под номером 770. Относится к классу спиральных галактик. Её блеск равен 13 зв.вел., что позволяет найти её на темном небе уже 15-см любительский телескоп.
Галактика NGC 770 является спутником другой галактики—NGC 772, которая хорошо заметна в нескольких минутах севернее и обладает блеском 11 зв.вел.
Ровно через 30-лет 3 ноября 1885 года американский астроном Эдвард Барнад, на снимках, полученных с помощью астрографа Ликской обсерватории, обнаружил новую газовую туманность, расположенную в созвездии Персея, которая получила собственное имя: Калифорния, а в NGC была обозначена номером 1499.
NGC 1499 находиться от Земли на расстоянии 1,5 тыс. лет, занимая в пространстве площадь равную 100 световым годам. Для визуальных наблюдения туманность является достаточно сложным объектом из-за низкой поверхностной яркости и хорошо видна только на снимках.

60-лет назад 8 ноября 1955 года состоялось торжественное открытие 1,88-м телескопа австралийской обсерватории Маунт-Стромло, который на тот момент стал одним из крупнейший телескопов южного полушария Земли и крупнейшим телескопом Австралии. Основными исследования, для которых использовался инструмент, были связаны со звездной и галактической астрономией.
В 2003 году в результате сильных лесных пожаров инструмент был практически уничтожен и в настоящее время ведётся его реконструкция. Стоит отметить, что аналогичный инструмент, установлен в Канаде, а создателем обоих инструментов является оптическая фирма Грабса.

10-лет назад 7 ноября 2005 года международная группа астрономов, изучая обзорные изображение избранных площадок Млечного Пути, обнаружила 66 ранее не известных рассеянных звёздных скоплений. Причем 24 скопления доступны для наблюдений любителям астрономии, обладая интегральным блеском на уровне 11-12 зв.величины. Среди них стоит выделить скопление Riddle 4, расположенное в созвездии Кассиопеи и обладающее блеском 12,4 зв.вел. Его диаметр на небесной сфере всего 4 угловых минуты.
Недалеко от него располагаются яркие и красивые звёздные скопление: хи и Аш Персея, М103, NGC 457 и 663, которые как бы, затмевают это не яркое и невзрачное звёздное скопление.
Riddle 4 расположено от Земли на расстоянии свыше 6500 тыс. световых лет и состоит примерно из 120 звёзд, самая яркая из которых обладает блеском 9,5 зв.вел.

Отправлено: Ноя 14 2015, 11:21

90-лет назад в ноябре 1925 года в Германии была открыта Висбаденская обсерватория общества «Урания-Висбаден», ставшая одной из первых народных обсерваторий в стране. Главным инструментом обсерватории стал 12-см рефрактор фирмы Карл Цейсс.
Во время Второй мировой войны обсерватория была разрушена(сам инструмент не пострадал) и восстановлена только в 1967 году. Её новым главным инструментом стал 30-см телескоп системы Максутова. В 1992 году появился ещё один крупный инструмент: 20,6 см рефрактор-апохромат. Так же в обсерватории имеются два небольших рефрактора и несколько крупных биноклей.
Ежегодно Висбаденскую обсерваторию посещают свыше 2,5 тыс. человек, а постоянно действующих членов общества «Урания» на настоящее время насчитывается около сотни.

16-30 ноября

230-лет назад 27 ноября 1785 года английский астроном У. Гершель обнаружил в созвездии Кита планетарную туманность, вошедшую в NGC под номером 246.
NGC 246 или туманность Череп расположена от Земли на расстоянии 1600 световых лет (по данным космического телескопа «Гиппарх» 2100 световых лет) и обладает интегральным блеском равным в настоящее время 12 зв.вел., а ведь когда то она была значительно ярче: так в 30-е годы ХХ века астрономы оценивали её блеск чуть слабее 8 величины, однако к 1969 году блеск ослаб до 11,2 зв.вел.
В центре туманности расположен белый карлик HIP 3678, имеющий блеск около 12 зв.вел.

210-лет назад в ноябре 1805 года на остров Корсика(Франция) недалеко от деревушки Аско упал небольшой метеорит. Обстоятельства его падения и находки в настоящее время не известны. Некоторое время он находился в местной церкви, после чего был продан его владельцем маркизом Этьеном-де-Гильбертом англичанину Джону Хейланду, который в 1838 году продал большую массу метеорита Английскому музею минералогии, а небольшие куски продал в частные коллекции, в том числе и некому российскому коллекционеру Ивану Семешко из Петербурга.
Метеорит Аско относится к классу обыкновенный хондритов. Общая масса вещества 45 г.

100-лет назад 24 ноября 1915 года английский астроном Дж. Тейлор, в обсерватории Кейптуан(Южная Африка) обнаружил новую периодическую комету, ныне известную как 69P/ Taylor. В момент открытия она находилась в созвездии Ориона и обладала блеском 10 зв.вел. В феврале следующего года Э.Барнард наблюдал дробление ядра кометы.
Комета Тейлора имеет достаточно короткий период обращения равный 7,6 года и наблюдалась во всех возвращениях к Солнцу. В 1998 году её блеск достигал 12 зв.вел и она была доступна для наблюдений любителям астрономии.
Последний раз комета прошла перигелий 17 июня 2011 года, располагаясь очень не удачно на небе для наблюдений, из-за чего её переоткрыли только 28 октября того же года. Кстати, переоткрывателями стали российские астрономы: В. Герке и А. Новичонок(их снимок и публикуется как картинка к заметке).
В следующий раз комета вернется к Солнцу в 2019 году.

90-лет назад в ночь с 20 на 21 ноября 1925 года американский астроном Т. Бредли, наблюдая метеоры, обнаружил в созвездии Единорога, радиант нового метеорного потока, насчитав 37 «падающих звезды», вылетевших из него. Новый поток получил название альфа-Моноцеротиды. Другое его название--Ноябрьские Моноцеротиды. В течение следующих девять лет поток ни как не проявлял себя, а вот в 1935 году был замечен кратковременный всплеск, когда индийский астроном М. Хганг насчитал за 20 минут более 100 метеоров, вылетевших из радианта. В 1945 и 1955 годах во время максимума потока недалеко от его радианта располагалась Луна и в эти годы Моноцеротиды не наблюдались.
Возможной прородительницей потока является комета Гента-Пелтьера-Даймаки (1944 I). Последний раз поток наблюдался в 1995 году, когда астрономы Восточной Европы оценили ZHR в 100 метеоров. В 2005 году его максимум пришёлся на полнолуние. Условия наблюдения 2015 года будут более благоприятными, т.к. во второй половине ночи Луна зайдёт за горизонт и не помешает наблюдениям.

10-лет назад 26 ноября 2005 года американские астрономы, используя 8-м телескоп Джемени-Север, установленный в Гавайской обсерватории обнаружили у околоземного астероида 1999 RE 70 кометную природу. Данный объект стал третьим открытым объектом подобного рода или, как говорят ученые, кометой нового типа. Через некоторое время, новый объект получил обозначение 176P/Linaer. Первая часть название обозначение, что данная комета является 176 по счету открытой периодической кометой, а вторая часть названия дана в честь автоматизированного телескопа, который в 1999 году впервые обнаружил новый объект.

Отправлено: Ноя 28 2015, 16:30

Хронограф любительской астрономии-2015.

50-лет назад в 1965 году открылся планетарий в городе Мельбурн, который стал первым подобным учреждением в Австралии. Первый купол имел диаметр равный 10 метров, под которым располагался механический аппарат. В 1997-1999 году прошла первая серьёзная модернизация планетария: вместо старого купола был построен новый диаметром 16 м, а в 2005 году старый механический аппарат был заменен на цифровой.
В настоящее время планетарий Мельбурна вмещает одновременно 130 человек под одним куполом. В базе данных планетария находиться более 9 тыс. звёзд.

1-15 декабря

230-лет назад 7 декабря 1785 года английский астроном У. Гершель обнаружил в созвездии Тельца рассеянное звездное скопление, получившее впоследствии обозначение NGC 1802.
NGC 1802—представляет из себя не выразительную группу звёзд, разбросанную на площади около 20 угловых минут. Некоторые астрономы подозревают, что эти звезды не связаны между собой физически и представляют не скопление, а астеризм.

220-лет назад 12 декабря 1795 года в Англии вблизи деревушки Вольд Ньютон(графство Йоркшир) произошло падение метеорита. Очевидцами явления были местные крестьяне, а владелец земли, майор Эдвард Тофман, подобрав метеорит, через некоторое время выставил его на публичное обозрение в Лондоне, установив впоследствии на месте падения памятник. Вскоре Тофман продал метеорит натуралисту Джеймсу Сауэрби, который в 1835 году перепродал его Британскому музею.
Масса метеорита равна 25 кг. Относится к классу обычных хондритов.

170-лет назад 8 декабря 1845 года немецкий астроном-любитель Карл Хенке занимаясь поиском астероида Веста случайно обнаружил новый, ставший пятым по счету астероид, получивший имя Астрея. Название было дано в честь римской богини справедливости. Открытие Астреи произошло через 38 лет с момента открытия четвертого астероида--Веста(1807 году). Уже в наше время астрономы выяснили, что астероид представляет собой огромный булыжник размером 162х123х82 км.
Малая планета Астерея доступна для наблюдений в небольшие любительские инструменты, а нынешний месяц достаточно благоприятен для его наблюдений. Астероид находиться в созвездии Льва, обладая блеском около 9,5 зв.вел. В противостояние с Солнцем вступит 16 февраля 2016 года, достигнув блеска 8,6 зв.вел.

60-лет назад 13 декабря 1955 года в городе Таганроге был открыт планетарий. Располагался он в здании краеведческого музея и проработал до 1994 года, когда по неизвестным причинам был закрыт.
В настоящее время рассматривается возможность восстановления планетария, а пока же на территории парка имени 300-летия Таганрога действует небольшой коммерческий планетарий.

20-лет назад в 1995 году в декабрьском номере журнала «Скай эдн Телескоп» (Sky & Telescope) был опубликован каталог туманный объектов, составленный британским любителем астрономии Патриком Муром Колдуэлом и получивший его имя.
Каталог содержит 109 туманных объектов обоих полушарий неба и является продолжением знаменитого каталога французского астронома Шарля Месье. Все объекты каталога начинаются с английской буквы С. Например, известное рассеянное звездное скопление Гиады, в каталоге Колдуэла имеет обозначение С-41. Так же отметим, что объекты каталога расположены в порядке склонения от северного полюса мира к южному. Самым северным объектом(С-1) является рассеянное звездное скопление NGC 188 из созвездия Цефея, а самое южное(C-109)—планетарная туманность NGC 3195 из созвездия Хамелеона.
Все объекты Кадвелла доступны для наблюдений в любительские инструменты с апертурой от 10-см.

Отправлено: Дек 13 2015, 11:43

Хронограф любительской астрономии-2015

40-лет назад в 1975 американский астроном Браин Скиф, рассматривая небо с помощью 25-см любительского рефлектора, обнаружил в созвездии Ориона необычную группу звёзд, которую внесли в различные каталоги, как кандидата в рассеянные звёздные скопления, присвоив обозначение Скиф J0614.8 + 1252. Это скопление доступно для наблюдений в любительские инструменты с апертурой от 15 см, находясь в 16 угловых минутах северо-восточнее более яркого и крупного скопления NGC 2194.
Изучая архивные записи, астрономы выяснили, что первым кто описал это скопление, был английский астроном Вильям Парсон, который наблюдал его с помощью своего 1,8-м рефлектора в январе 1868 года. Однако, Дреер по каким-то причинам отказался внести его в Новый Общий каталог и с тех пор на эту область неба астрономы не обращали внимания до той поры, пока Браин Скиф не навел туда свой скромный (по сравнению с инструментом Парсона) телескоп.

16-31 декабря

230-лет назад 28 декабря 1785 года английский астроном У. Гершель обнаружил в созвездии Ориона планетарную туманность, которая в NGC Дреера получила номер 2022.
NGC 2022 расположена от Земли на расстоянии около 8 400 световых лет и обладает блеском 12,5 зв.вел., являясь по этому параметру ярчайшей планетарной туманностью в созвездии Ориона. Однако, скромный угловой размер в 28” делает её не отличимой от звёзд в небольшие телескопы и только инструменты с апертурой от 35-см при ясном прозрачном небе позволят рассмотреть крошечный диск и центральную звезду с блеском 15 зв.вел.

160-лет назад 31 декабря 1855 года немецкий астроном Эдуард Шёнфельд обнаружил в созвездии Персея диффузную туманность, известную ныне как NGC 1333, которая как впоследствии выяснили астрономы представляет из себя одну из самых ярких частей молекулярного облака ОВ2 Персея.
NGC 1333 расположена от Земли на расстоянии 1000 световых лет и занимает в пространстве площадь равную 4 световым годам, что соответствует двум угловым градусам на земном небе. Однако, не смотря на такие огромные размеры и общий интегральный блеск близкий к 5,5 зв.вел., туманность является очень сложным объектом для визуальных наблюдений, поэтому больше интересна астрофотографам.

150-лет назад 19 декабря 1865 года французский астроном Эрнст Темпель с помощью 16-см рефрактора Марсельской обсерватории обнаружил в созвездии Большой Медведицы новую комету. Буквально через две недели её независимо переоткрыл американский астроном Хорас Туттль, в связи с чем, комета получила двойное название Темпеля-Тутля, а в наше время ей присвоен индекс 55P.
Астрономам-любителям эта комета известна тем, что с ней связан максимум метеорного потока Леониды, которые показывают максимальную активность каждые тридцать три года, в момент возвращения кометы к Солнцу. Однако и сама комета доступна для наблюдений любителям астрономии. Так во время возвращения кометы в 1998 году её блеск превысил 10 зв.вел. Ближайшее возвращение кометы к Солнцу произойдёт в 2032 году.

90-лет назад 28 декабря 1925 года открылась Зонненбергская обсерватория Германии. Её первым инструментом стал 135-мм телескоп рефрактор, а в 1938 году вступил в строй главный инструмент обсерватории—телескоп-астрограф Цейс-400. Основной задачей обсерватории тех лет—патруль избранных полей «Плановые Зонненбергские площадки», на которых изучали и исследовали переменные звёзды. С началом Второй мировой войны обсерватория так же занималась метеорологическими исследованиями, а после её окончания вошла в систему Академии наук ГДР, правда 400-мм телескоп фирмы Цейс был изъят у обсерватории и впоследствии его установлен в Крымской обсерватории СССР.
В конце 50-х-начале 60-х годов здесь появились новые астрографы Цейсса, рефлектор Цейсс-600 и 50-см камера Шмидта. Обсерватория даже приняла участие в проекте создания крупнейшей камеры Шмида(диаметр входящего отверстия 134-см), однако с возведением Берлинской стены(1961 год) оказалась в союзнической зоне оккупации и её планировали закрыть. Однако, благодаря стараниям руководству, обсерваторию удалось сохранить. После объединения Германии, в начале 90-х годов ХХ века, вновь встал вопрос о закрытии обсерватории, которая на тот момент не обладала современным оборудованием и власти считали её не перспективной. Однако, астрономам и популяризатором науки удалось создать общество «Друзей Зонненбергской обсерватории» и найти новые источники финансирования для продолжения её работы.
В настоящее время Зонненбергская обсерватория проводит фотометрический исследования комет, метеоров и метеорных потоков, а с 1998 года здесь работает музей.

50-лет назад 24 декабря 1965 года, прямо в канун католического Рождества, вблизи английской деревушки Барвел(графство Лестершир), произошло падение метеорита, который собственно говоря и прославил эту деревню.
Ещё в полете метеорит рассыпался на множество мелких осколков, один из которых повредил автомобиль местного жителя. Обративший в страховую компанию за возмещением ущерба он получил отказ, т.к. страховая компания заявила, что это была Божья воля, а автомобиль от этого застрахован не был. Впоследствии владелец пытался получить деньги на ремонт автомобиля от местной церкви, однако и та отказалась возмещать данный ущерб.
Барвелский метеорит относится к классу обыкновенных хондритов. Большая часть вещества храниться в Художественной галереи имени Герберта в Англии(примерно 44 кг), но небольшой фрагмент есть и в коллекции Российской Академии Наук.

40-лет назад 30 декабря 1975 года состоялось открытие Большого Азимутального Телескопа Специальной Астрофизической обсерватории, расположенной вблизи станицы Зеленчукская на Кавказе. Диаметр главного зеркала инструмента равен 605 см и до 1992, когда американцы ввели в строй свой 10-м телескоп «Кек-1» БТА был крупнейшим телескопом мира. Однако зеркало гавайского гиганта не монолитно, а состоит из 36 шестиугольных сегментов, поэтому до 1999 года БТА оставался крупнейшим телескопом с монолитным зеркалом, уступив в пальму первенства 8,2-м японскому телескопу «Субару». С помощью БТА проводятся различные спектральные и фотометрические исследования галактических и внегалактических объектов.
В тот же день американский ученый С. Сиинот, изучая снимки Урана, переданные АМС «Вояджер-2» обнаружил его новый спутник, который впоследствии был назван Паком—в честь эльфа, героя английской мифологии. Новый спутник стал пятнадцатым по счету, обнаруженным у этой планеты. Всего же к настоящему времени известно 27 спутников Урана. Диаметр Пака равен 160 км, расположен от планеты на расстоянии около 80 тыс. км., обращаясь вокруг неё за 18,2 часа.

10-лет назад 28 декабря 2005 года назад американский астроном Роберт МакМилон с помощью 0,91-м телескопа обсерватории Кит Пик обнаружил новый околоземный астероид группы Аполлона, получившего обозначение 2005 YU55.
8 ноября 2011 года астероид прошёл на расстоянии 324 тыс. км от Земли, обладая блеском около 11 зв.вел., однако находившаяся на небе в эту ночь Луна сделала его достаточно сложным объектом для наблюдений в любительские инструменты. Следующее сближение с Землей произошло 15 апреля 2015 года, когда он прошёл на расстоянии 425 тыс. км от нашей планеты, а следующее тесное сближение произойдёт только 2028 году. Диаметр астероида оценивается примерно в 350 м.

Отправлено: Дек 31 2015, 13:16

Хронограф любительской астрономии-2016

260-лет назад в 1756 году немецкий астроном Иоган Майер обнаружил двойственность ζ Рака. Наведя свой телескоп на звезду, астроном заметил, что она состоит из двух компонентов, разделенных между собою расстоянием чуть более 5 угловых секунд. Компоненты получили обозначения ζ1 и ζ2. В 1781 году английский астроном У. Гершель обнаружил третий компонент системы-- спутник у звезды ζ1, который назвали ζ Cancri B . Почти через сто лет с момента открытия И. Майера, астрономы Джон Гершель и Отто Струве математически доказали существование четвертного компонента в системе.
Звезда ζ Рака или Тегмен(это её собственное имя) расположена от Земли на расстоянии 83,4 световых года, обладает блеском 4,7 зв.вел. и великолепно видна в течение всей зимней ночи. Даже самые скромные телескопы позволят разделить её на два компонента, блеск которых равен 5,6 и 6,0 зв.вел. А вот третий компонент в настоящее время практически не доступен для визуальных наблюдений, т.к. тесно сблизился со своим главным компонентом. Соединение звезд произойдёт в 2020 году, после чего более слабый компаньон начнёт отдалятся от главной звезды, достигнув максимального углового расстояние к 2080 году.
Ниже приводиться картинка из книги К. Фламарриона «Любительская астрономия».

1-15 января

230-лет назад в первый день, Нового 1786 года, английский астроном У. Гершель открыл диффузную туманность, окружающую звезду дзета Ориона или Алнитак. Эта звезда входит в Пояс Ориона. Новая туманность получила имя собственное имя Пламя, а Дреер внес её в NGC под номером 2024.
NGC 2024 расположена от Земли на расстояние 1500 световых лет и является активной областью звёздообразования. На небе оно занимает площадь равную диаметру полной Луны(30 угловых минут), но при этом является сложным объектом для визуальных наблюдений—для его поиска нужен большой инструмент и очень прозрачное и темное небо. Зато для астрофотографов Туманность Пламя является одним из самых любимых объектов съёмки.

220-лет назад 14 января 1796 года на территории Российской империи вблизи села Блощины Киевской губернии был обнаружен метеорит. Однако, название он получил по ближайшему к месту падению уездному городу—Белая Церковь. Первоначальная масса находки составляла 9,2 кг, однако, к настоящему времени сохранилось всего лишь 1,8 кг вещества. Относится к классу обыкновенных хондритов и хранится в АН Украины.

160-лет назад 12 января 1856 года французский астроном Жак Шокорнак обнаружил 38 по счету астероид, который он назвал в честь персонажа древнегреческой мифологии, дочери эталийского царя Леды. Существуют различные версии мифов о судьбе и приключениях этого мифического персонажа, поэтому перейдём к описанию астероида.
Астероид Леда расположен на среднем расстоянии от Солнца 2,7 а.е., обращаясь вокруг него за 4.5 года. Диаметр астероида в настоящее время установлен достаточно точно и равен 115,9 км. В время противостояний блеск астероида превышает 12 зв.вел. и его можно наблюдать даже в скромные любительские инструменты. В 2016 году Леда пройдёт противостояние в конце мая, однако, не удачно располагаясь на небесной сфере в средних широтах России, при блеске не ярче 11 величины.

120-лет назад 7 января 1896 года немецкий астроном Макс Вольф обнаружил 413 по счету астероид, получивший название Эдбурга. История названия данного астероида является одной из самых запутанных в астрономии. Большинство историков считают, что малая планета была названа в честь дочери короля Пенды, правившего в королевстве Уэссекс(Англия) в начале VII века нашей эры. Эта принцесса известна тем, что является основательницей одного из первых христианского монастыря на территории Англии—Эйлсбириского, за что впоследствии была причислена католической церковью к лику святых. В Англии она почитается, как Эдбурга из Бистера. Однако, в Х веке и тоже в Англии жила другая принцесса с таким же именем и так же впоследствии была причислена к лику святых. Её называют Эдбурга из Винчестера. Не смотря, что она жила на два века позднее информации о её жизни намного меньше, чем об её тезке из Бистера.
Кроме двух святых в Англии жило ещё как минимум 5 принцесс, некоторые из которых так же стали святыми. Правда, везло не всем. Например, принцессе Эдбурге, жившей в начале VIII не повезло. Сначала все складывалось достаточно удачно, она стала королевой, но в результате неудачного дворцового переворота вынуждена была бежать во Францию(по другим данным была туда изгнана), где закончила жизнь в полной нищете. К лику святых она не была причислена.
В отличие от истории, сам астероид ни чем примечательным не выделяет. Его блеск не превышает 14 зв.вел., а его диаметр равен 36 км. Но, 25 января этого года с территории России можно будет увидеть покрытие астероидом Эдбурга звезды 7,6 зв.вел. Причем для европейской части это будет одна из самых ярких звёзд, покрываемых астероидами. Не пропустите!

40-лет назад 7 января 1976 года американский астроном Элионора Хелин с помощью 1,2-м камеры Шмидта обсерватории Паломар, открыла околоземный астероид, который получил постоянный номер в каталоге малых планет 2062 и собственное имя Атон—в честь древнеегипетского бога Солнца, которому поклонялись во втором тысячелетии до н.э. Диаметр астероида равен всего 1,1 км.
Атон интересен в первую очередь тем, что стал первым околоземным астероидом, который пересекает земную орбиту с внутренней стороны (их расстояние от Солнца в афелии больше перигелийного расстояния Земли, но большая полуось ещё меньше земной). И хотя его орбита в целом по-прежнему находится внутри земной орбиты, он уже начинает пересекать её в области перигелия Земли. В честь Атона названа целая группа астероидов, которых к настоящему моменту открыто около 800.

10-лет назад 2 января 2006 года польский астроном Григорий Пойманский, используя удаленный телескоп Европейской Южной Обсерватории в Чили открыл новую комету, которая в момент открытия находилась в созвездии Павлина и обладала блеском 11,3 зв.вел. Стала первой кометой обнаруженной в 2006 году и получила обозначение C/2006 A1 Пайманский.
К середине февраля того же года комета достигла максимального блеска равного 7,6 зв.вел, а с наступлением марта стала доступна для наблюдений российским любителям астрономии, перемещаясь по созвездиям Орла и Дельфина, обладая блеском около 8,5 величины.

Отправлено: Янв 16 2016, 13:39

Хронограф любительской астрономии-2016

180-лет назад в 1836 году английский астроном Джон Гершель обнаружил, что Бетельгейзе (альфа Ориона) изменяет свой блеск. Так же им было отмечено, что в октябре 1837 года и ноябре 1839 года, Бетельгейзе был ярче Ригеля. А в 1852 году Джон Гершель обнаружил ещё один, но более короткий цикл изменения блеска.
В настоящее время астрономы установили, что Бетельгейзе является красным сверхгигантом и является полуправильной переменной звездой. Изменения блеска достаточно велики и их можно заметить невооружённым глазом, т.к. величина падения блеска в среднем равна 0.7 зв.вел.

16-31 января

230-лет назад 17 января 1786 года французский астроном Пьер Мешен обнаружил новую комету, которая ныне известная как 2Р/Энке. Дело в том, что данную комету независимо от Мешена переоткрывали, принимая за новую комету, несколько раз: в 1795 году Каролина Гершель, в 1805 году Жанс Понс, Сигизмут Хунт и Алекс Бувар, а в 1818 году Жанс Понс вновь наблюдал её.
В 1819 году немецкий астроном Иоганн Энке, опубликовал работу, в которой высказал предположение, что все наблюдатели видели одну и ту же комету. Причем Энке вычислил следующую дату её возвращения к Солнцу—в 1822 году. Комета действительно была обнаружена в вычисленном Энке месте. С тех пор, эта комета носит его имя, а астрономы, начиная с 1822 года, наблюдали её во всех возвращениях, за исключением военного 1944 года.
В царской и советской астрономической литературе комету именовали двойным именем: Энке-Баклунда. Такое название было принято РАН в честь того, что знаменитый российский астроном, изучая орбиту кометы, объяснил систематическое уменьшение периода её обращения вокруг Солнца. Стоит отметить, что с момента открытия и до 2013 комета Энке считалась кометой, имеющей самый короткий период обращения, равный 3,3 года. Лишь 27 августа 2013 года с помощью автоматизированного телескопа Panstarrs была обнаружена комета с периодом обращения 3,2 года.
С кометой Энке связано два метеорных потока: бэта Тауриды(активны в июне) и Северные Тауриды(активны в октябре-ноябре). Считается так же, что околоземный астероид 2004 TG10 и Тунгусский метеорит, являются осколками её ядра.
В большинстве своих возвращений комета доступна любителям астрономии для наблюдений. Её блеск вблизи перигелия достигает 6-8 зв.вел., что позволяет найти её с небольшими инструментами. Ближайший перигелий пройдёт в марте 2017 года.

160-лет назад 30 января 1856 года английские астрономы Вильям Парсон и его помощник Джон Митчелл обнаружили слабую галактику в созвездии Сектанта, которую создатель знаменитого Нового Общего Каталога(NGC), вышедшего в 1888 году, Джон Дреер внес под номером 3165.
NGC 3165 обладает общим интегральным блеском равным 14 зв.вел и доступна для наблюдений в телескопы апертурой свыше 25-30 см. Впоследствии астрономы выяснили, данная галактика, а так же NGC 3166 и 3169, которые были обнаружены ещё в конце XVII века Уильямом Гершелем, образуют систему галактик. Стоит отметить, что объекты, открытые Гершелем, доступны для наблюдений в инструменты от 15-см, т.к. имеют интегральный блеск равный 11,5 зв.вел.
Ниже приводиться изображение всех трех галактик(NGC 3165 в правом нижнем углу), полученное с помощью 51-см телескопа системы Ричи-Кретьяна в 2003 году, когда в галактике NGC 3169 была обнаружена вспышка сверхновой звезды. Эта звезда хорошо видна на представленном снимке, вблизи ядра самой яркой и большой из трех галактик.

20-лет назад 17 января 1996 года американские астрономы Дженнифер Марси и Пол Батлер объявили об открытии планеты у звезды 70 Девы. Планета по своей массе в 7,5 раза превосходит наш Юпитер, но расположена намного ближе к звезда—их разделяет всего 0,4 а.е., Период обращения равен 116 дням. Планета, получившая обозначение, 70 Vir(cool.gif стала второй планетой обнаруженной у других звёзд (первой была планета у звезды 51 Пегаса).
Звезда 70 Девы видна невооружённым глазом, обладая блеском равным 5 зв.вел. В январе месяце она восходит во второй половине ночи, а в утренние часы кульминирует над южной стороной горизонта.

Отправлено: Янв 29 2016, 18:23

Хронограф любительской астрономии-2016

910-лет назад в феврале 1106 года в небе появилась яркая комета, которую окрестили Великой кометой, а ныне она известна, как Х/1106 С1. Вероятно, первым кто заметил эту комету, были бельгийцы, в их хрониках утверждается, что её наблюдали ещё днем 2 февраля. Восточные астрономы (китайцы, корейцы, японцы) впервые заметили комету 7 февраля, когда она наблюдалась на фоне вечерней зари, перемещаясь по созвездиям Рыб и Кита, а её хвост достигал почти 100*, заканчиваясь где-то в Близнецах. Упоминается комета и в «Повести временных лет», правда, почему то там отмечено, что комета явилась годом ранее.
Первый кто начал научное изучение кометы, был Эдмунд Галлей, который попытался вычислить её орбиту, однако, не смотря на то, что западные хронисты отмечали путь кометы в течение двух месяцев, Галлей так и не смог точно найти параметры её орбиты. Впоследствии орбиту кометы пытались вычислить многие небесные механики и специалисты по кометным орбитам. В настоящее время, существует предположение, что комета 1106 распалась на три фрагмента, два из которых тоже стали яркими кометами и известны ныне, как Великая комета 1882 года и комета Икея-Секи(наблюдалась в 1965 году). Третий фрагмент, оказался менее ярким и носит обозначение СОХО-620.
К сожалению, определить блеск Великой кометы 1106 года, опираясь на хроники, не представляется возможным.

1-15 февраля 2016 года

220-лет назад 15 февраля 1786 года английский астроном У. Гершель обнаружил в созвездии Дракона планетарную туманность, которая вошла в знаменитый Новый Общий Каталог(NGC) под номером 6543, а в последствии получила и собственное имя—Кошачий глаз.
NGC 6543 является одним из любимых объектом наблюдений астрономов. Эта планетарная туманность достаточно яркая(8,1 зв.вел), обладает угловым размером около 6 минут, при этом находиться в околополюсной области неба и на всех широтах России является незаходящим объектом. Расстояние, которое отделяет туманность от Земли, свет преодолевает за 3300 лет.

160-лет назад 8 февраля 1856 года французский астроном сотрудник Парижской обсерватории Жак Шокорнак обнаружил 39 по счету астероид, который был назван в честь древнеримской богини радости и веселья Летицией.
Астероид Летеция принадлежит Главному поясу и расположен на среднем расстоянии от Солнца равным 2,8 а.е. и обращается вокруг него за 4,5 года. Во время наблюдения покрытия этим астероидом звезды, которое произошло 21 марта 1998 года, астрономы установили, что Летиция имеет эллипсоидную форму с размерами 219х142 км. Во время противостояний блеск астероида достигает 9-10 зв.вел. и он доступен для наблюдений даже в небольшие любительские инструменты. Ближайшее противостояние астероида произойдёт через год—в феврале 2017 года.

120-лет назад 10 февраля 1896 года французский астроном Стефан Жавел описал туманный объект в созвездии Рыси с координатами: RA 08 05 46.0, Dec +37 27 45 и блеском около 14 величины. Дреер включил его в Индекс Каталог(IC) под номером 2223.
Однако, впоследствии астрономы не обнаружили в этом месте ни какого объекта. Большинство ученых предположили, что Жавел просто ошибся с координатами и описал, другой объект, который так же значится в IC под номером 2224. Кстати, Жавел описал этот объект 30 февраля того же 1896 года и считается его открывателем. Данная туманность оказалась линзообразной галактикой с блеском 14,5 зв.вел. Находиться она на 14” юго-восточнее IC 2223. Однако, некоторые ученые считают, что Жавел наблюдал в этом месте неизвестную комету.

80-лет назад 12 февраля 1936 года бельгийский астроном Эженом Дельпорт из Королевской обсерватории Бельгии открыл околоземный астероид, получивший позднее собственное имя Адонис и постоянный номер 2101. Астрономы наблюдали его в течение двух месяцев с момента открытия, когда астероид подошёл достаточно близко к Земле, однако этих наблюдений не хватило для вычисления точной орбиты и, впоследствии, он был утерян. Переоткрыл его в 1977 году американский астроном Чарльз Коваль.
Астероид (2101) Адонис достаточно тесно сближается не только с Землей, но и с Венерой и Марсом. Он считается родоначальником некоторых метеорных потоков, а многие астрономы считают его потухшей кометой. Относится к околоземным астероидам группы Аполлона, а его диаметр оценивается от 500 метров до 1,5 км.
Свое название получил в честь героя древнегреческих мифов, который обладал невероятной красотой. В Адониса влюбилась даже богиня любви и красоты Афродита. Согласно этим мифам Адонис был пастухом, а впоследствии стал охотником. Правда, охотился он на зайцев. Во время одной из таких охот, на отрогах Идалийской горы он был убит вепрем. Мифы называют разных заказчиков его убийства: бог войны Арес, который был любовником Афродиты, отвергнутая Адонисом богиня Персефона и не известно из-за чего разозлившаяся на Адониса богиня охоты Артемида.
После смерти Адонис сам стал богом, которому поклонялись финикийцы и, которые считали его богом весны. Древние греки в середине лета устраивали праздники, посвященные Адонису. Некоторые историки считают, что Адонис, являлся предшественником Иисуса Христа, т.к. Адонису по легенде с помощью Афродиты удалось вернуться из царства мертвых.

60-лет назад 1 февраля 1956 года жители Пермской области стали свидетелями пролета яркого болида, который продолжался в течение 5-6 секунд, а его дымный след оставался в небе в течение нескольких часов. Небесное тело упало в Широковское водохранилище(на фото), пробив лёд и вызвав мощную взрывную волну от которой в домах сел и деревень, стоящих вокруг водохранилища повыбивало стекла. Безуспешные попытки найти метеорит велись как в 50-х годах ХХ века, так и в самом начале нашего века. К настоящему времени не удалось обнаружить ни одного фрагмента.
Однако, эта история интересна не только данным явлением, но и появлением на метеоритном рынке образцов, которые выдавались за Широковский метеорит и продавались по сравнительно высоким ценам. Одна из таких находок, попала сотрудникам Комитета по метеоритам РАН и они установили, что за «широковский метеорит» выдается продукт неудачной плавки из мартеновской печи, который был сброшен в водохранилище в 90-е годы.
Отправлено: Фев 14 2016, 13:29

Хронограф любительской астрономии-2016

220-лет назад в 1786 году начались первые наблюдений в Мадрасской обсерватории.. Инициатором её постройки был губернатор Чарлзь Олкей, а финансирование осуществлялось Ост-Индийской компанией. Расположена она вблизи селения Ченнай, а первый камень в основание заложили в 1782 году.
Первоначальное оборудование обсерватории состояло из хронометра, квадранта и небольшого ахроматического телескопа. Уже в XIX веке здесь были установлены: универсальный инструмент, меридианный круг и 20-см телескоп(его павильон на фото). На этих инструментах проводились наблюдения и совершались открытия астероидов. Кроме открытий малых планет, так же была обнаружена одна комета, десятки переменных звёзд, а Роберт Погосон работая в обсерватории, создал знаменитый Мадрасский каталог, включавший в себя 11 тыс. звёзд. Здесь так же проводились наблюдения солнечных затмений, прохождения Венеры по диску Солнца в декабре 1874 года и различных явлений в системе Юпитера.
В 1899 года обсерватории начались метеорологические наблюдения, а ровно через год постоянные наблюдения солнечной активности. В 1952 году инструментальный парк пополнился радио-инструментами, а в 1954 году обсерватория приняла участие в международной программе Марс-патруль. Астрономы вели фотографические и визуальные наблюдения планеты перед Великим противостоянием 1956 года. Кроме Марса, в эти годы здесь велись аналогичные наблюдения Юпитера.
Из-за засветки неба в 1968 году обсерватория в Мадрасе была закрыта, став музеем, а её преемницей стала Обсерватория им. Вайну Баппу, которая в настоящее время является крупнейшей обсерваторией Индии.

16-29 февраля 2016 года.

Февраль 2016 года можно назвать юбилейным на открытия ныне потерянных комет.
В феврале 1826 года была открыта знаменитая комета Бюэла(3D), через двадцать лет Брорзен открыл комету, ныне носящую обозначение 5D, а в 1916 году российский астроном Григорий Нейумин так же открыл комету, которая впоследствии была утеряна. Расскажем о каждой из них отдельно:

190-лет назад 27 февраля 1826 австрийский астроном Вильгельм фон Биэла обнаружил новую комету, изучив её орбиту открыватель, нашёл тождественность её с кометами, которые ранее наблюдали Жак Лейбос в 1772 году и Жан Понс в 1805 году. Период её обращения оказался равен 6,6 года и комета Биэла стала третьей на тот момент кометой для которой установили периодичность(первыми были Галлея и Энке), в связи с чем в современной кометной астрономии носит название 3D/ Биэла.
Комета появилась согласно расчетам в 1832 году и наблюдалась многими астрономами, возвращение кометы в 1839 году было пропущено. В ноябре 1846 года итальянский астроном де Вико обнаружил её снова, а в январе следующего года астрономы стали свидетелями дробления ядра кометы. В 1852 году оба ядра снова появились, причем второе из них удалось обнаружить только 15 сентября—буквально за десять дней до того момента когда комета сблизилась с Солнцем и перестала быть доступным для наблюдений.
В 1855-56 годах, многие астрономы и обсерватории искали комету Биэлу, но ни кто там и не смог обнаружить её, а в возвращении 1859 года условия видимости были очень не благоприятными. Поиски продолжились в 1872 году, однако, и тогда комету не смогли обнаружить. Зато 27 ноября этого же когда в созвездии Андромеды наблюдался большой метеорный шторм(ZHR=3000), который по расчетам и был порожден кометой Биэла. Ещё более мощный звездопад произошёл в 1885 году, когда зенитное число достигло 15 тыс. штук. В 1892 году ZHR=6000, а в 1889 году активность упала до 150 метеоров в час. После этого активность потока сошла на нет, а астрономы проводили безуспешные поиски кометы до 70-х годов ХХ века.
Казалось бы, на этом можно ставить точку в истории кометы Биэлы, но 14 марта 2001 года в рамках проекта NEAT(поиск околоземных астероидов и комет), была обнаружена комета, которая согласно расчетам японских астрономов, вероятней всего, является осколком Биэлы. Комета получила обозначение 207P/ NEAT и уже дважды наблюдалась астрономами(2001 и 2008 годах), правда её блеск не превышал 15 зв.вел. Следующее возвращение кометы к Солнцу произойдёт в июле этого года.

170-лет назад 26 февраля 1846 года датский астроном Теодор Брорзеном обнаружил новую комету, история которой, похожа на комету Биэлы, открытую ровно 20 лет назад в 1826 году.
Новая комета в год открытия наблюдалась до 22 апреля, когда она стала не доступна для телескопов тех лет. Астрономы, изучив её орбиту, вычислили, что период обращения равен около 5,5 лет. Но не в каждое возвращения комета имеет благоприятные условия видимости: так в 1851 году комета при очередном возращении была так далека от Земли, что даже не была доступна для телескопов, зато в 1857 году её видимость была достаточно благоприятна и её наблюдали почти все обсерватории мира. При очередном возвращении к Солнцу в 1862 году комета вновь не была обнаружена, однако в 1868 году она наблюдалась согласно вычисленной эфемериде. 1873 год стал самым благоприятным для наблюдений: комета была видна в течение 4-х месяцев, но этот год стал и последним, когда её видели астрономы. В отличие, от кометы Биэла, комета Брорзена не породила метеорные штормы и дожди, ни распалась на отдельные фрагменты. Но так же, как и в случае с Биэлой, её безуспешные поиска астрономы вели до 70-х годов ХХ века. Поэтому, как и в случае с кометой Биэла, ей присвоили индекс D в начале названия, который присваивается потерянным кометам и ныне она известна, как 5D/ Брорзена.

100-лет назад 24 февраля 1916 года российский астроном Григорий Нейуминин открыл новую комету, которая, так же как и другие кометы, открытые в феврале 1826 и 1846 годов, в последствие была утеряна.
Обрабатывая снимки, полученные на астрографе Симеизской обсерватории, Григорий Нейумин обнаружил на них туманный объект примерно 11 зв.вел.1 марта новый объект был подтвержден наблюдателями Гринвичской и Йоркских обсерваторий. Астрономы определили период обращения кометы равным 5,5 годам, однако во время возвращения в 1921 году у кометы были очень не благоприятные условия для наблюдений и её поиском ни кто в тот год не занимался.
Следующее возвращение кометы должно было произойти в 1927 году. Но астрономы так и не смогли обнаружить комету, не смотря на активные поиски. Не нашли её и в 1932 году, хотя к этому моменты были выполнены новые расчеты орбиты и к ним добавились даже не учтенные ранее возмущения Юпитера. В ноябре 1937 года поиском кометы занимались в Йоркской обсерватории, однако, ни каких туманных объектов ярче 15 зв.вел. обнаружено не было, в связи с чем было высказано предположение, что возможно комета имела блеск не ярче 16 зв.вел. Известный небесный механик Крипс в 1939 году провел расчеты для возвращения кометы в 1943 и 1948 годах, но из-за войны и послевоенных восстановлений, ни кто не занимался поисками по эфемеридам Крипса.
В настоящее время носит обозначение 25D/ Нейумина. Не смотря на то, что комета является утерянной, в некоторые астрономических изданиях, публикуются её эфемериды и даже блеск. Интересно, сколько ЛА, читая такую «литературу» проводили поиски утерянной кометы?

25-лет назад 18 февраля 1991 года австралийский астроном Роббер Макнот обнаружил астероид, получивший постоянный номер 5335 и собственное имя Дамокл, в честь персонажа древнегреческой мифологии, которого тиран Сиракуз Дионисий Старший посадил сроком на один день на свой престол. Сначала Дамокл наслаждался властью, всласть ел и пил на пиру, но под конец этого пира заметил над своей головой меч, висящий на конском волосе. Отсюда появилось выражение Дамоклов меч, которое в переносном смысле означает, что—это нависшая над кем-либо постоянная угроза при видимом благополучии.
Астрономы отнесли его к группе кентавров, однако наблюдая его выяснили, что в перигелии он приближается к Солнцу на расстояние 1,5 а.е.—чуть ближе чем орбита Марса, а в афелии удаляется за орбиту Урана(22 а.е.). Впоследствии были обнаружены и другие подобные объекты, которые ныне называют дамоклоиды. Вероятней всего, они являются старыми кометами.
Диаметр Дамокла оценивается в 10 км.

Отправлено: Фев 26 2016, 20:36

70-лет назад в 1946 году советский геолог Д. Кожевин в Красноярском крае в бассейне реки Попигай обнаружил котловину кратера. Диаметр этого образования равен 100км и по своим размером кратер, который получил название Попигай, является четвертым в мире.
Падение астероида, который образовал Попигай, произошло 35 млн. лет назад. Кроме того, ещё несколько кратеров в мире, по мнению геологов, появились примерно в это же время, то предполагается, что в это время произошла метеоритная бомбардировка Земли.
В сентября 2012 года было обнародовано, что в районе кратера расположено крупнейшее в мире месторождение импактных(ударных) алмазов.

Отправлено: Фев 26 2016, 20:47

1-15 марта 2016 года.

210-лет назад 15 марта 1806 года во Франции вблизи города Але произошло падение метеорита, который по месту падения так же стал называться Але. Полет болида сопровождался громкими взрывами, а на месте падения местные жители обнаружили два камня, вес одного составлял 2 кг, второго около 4.
Изучая данный метеорит, французские химики обнаружил в нем углерод, однако, через четверть века после падения, кусок Але попал шведскому химику Берцелиусу, который высказал сильные сомнения во внеземной природе камня, именно из-за наличия в нем соединений углерода. Однако, впоследствии ученые все таки доказали внеземное происхождение Але, а сам метеорит стал первым найденным углистым хондритом. К настоящему моменту, метеоритов такого типа найдено всего 9 шт.

190-лет назад 10 марта 1826 года английский астроном Джон Гершель обнаружил в созвездии Девы галактику, внесенную в NGC под номером 4380.
Галактика является достаточно сложным объектом для любительских наблюдений: если её яркое ядро, обладающее блеском 11,5 зв.вел. и практически не отличимое от звёзд можно попытаться найти в инструменты от 100-мм при хорошей прозрачности атмосферы, то спиральные рукава, которые выглядят, как слабая туманность, окружающая ядро, заметны лишь в инструменты от 200-250-мм. Их визуальный блеск астрономы оценивают в 14 зв.вел., при сравнительно большом угловом размере равным 3,5х1,9 угловых минут.

130-лет назад 10 марта 1886 года американский астроном Льюис Свифт обнаружил в созвездии Гидры галактику, которую описал, как «очень слабый туманный объект круглой формы», в Новый Генеральный Каталог(NGC) он был занесен под номером 2900.
NGC 2900 представляет из себя спиральную галактику с перемычкой, удаленную от нас на расстояние 250 млн. световых лет. Её поперечник равен 95 тыс. световых лет. На земном небе она занимает площадь около 1 угловой минуты и обладает блеском 13,5 зв.вел.

40-лет назад на рассвете 4 марта 1976 года известный ловец комет, австралийский астроном-любитель обнаружил новую комету, которая стала 6 в его активе, причем пятую он обнаружил на две недели ранее. Данная комета в настоящее время носит обозначение:C/1976 E1 Бредфилда. Во время открытия находилась в созвездии Журавля и обладала блеском 9 зв.вел. Стоит отметить, что и пятая комета Бредфилда(C/1976 D1) в момент открытия обладала таким же блеском.
Австралийский астроном У. Бредфилд(1927-2014) за свою жизнь обнаружил 18 комет, причем большинство из них в момент открытия обладали яркость 8-9 зв.вел. Искал он их визуально, используя в основном 150-мм телескоп-рефрактор. За свои труды в поиске комет У. Бредфилд был удостоен множества наград, а так же в честь него названа малая планета № 3430.

Topic Options Страницы: (5) 1 2 [3] 4 5  Reply to this topicStart new topicStart Poll