Страницы: (5) « Первая ... 3 4 [5]   ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Reply to this topicStart new topicStart Poll

Отправлено: Сен 30 2016, 17:03

ХРОНОГРАФ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ АСТРОНОМИИ-2016

40-лет назад в 1976 году советский астроном Валентина Караченцева с помощью 6-м Большого Азимутального Телескопа Специальной Астрофизической обсерватории обнаружила в созвездии Рыб карликовую галактику, получившую обозначение LGS 3 и собственное имя Карликовая галактика Рыб.
LGC 3, скорее всего, является спутником галактики М33, являясь членом Местной группы. Астрономы так и не смогли установить её тип, считая его переходным: от карликовой сфероидальной к карликовой неправильного типа. От Земли её отделяет расстояние в 2,5 млн. световых лет, а угловой диаметр, который галактика занимает на небе, равен 2 минутам. Интегральный блеск равен 14,2 зв.вел. и она доступна для наблюдений в крупные любительские инструменты, но только в хороших астроклиматических условиях.

1-15 октября

170-лет назад 10 октября 1846 года английский астроном Уильям Лассел, наблюдая новую планету—Нептун, который был открыт за 17 дней до этого, обнаружил его спутник, который почти через сорок лет после открытия, по предложению знаменитого французского популяризатора астрономии Камилла Фламмариона, получил собственно имя Тритон.
Тритон является крупнейшим спутником планеты Нептун и седьмым по величине спутником Солнечной системы. Его диаметр оценивается в 2707 км. Расположен он от поверхности планеты на расстоянии 354 759 км, обращаясь вокруг неё за 5,8 суток, при этом имея обратное движение, т.е. если бы мы наблюдали его с поверхности Нептуна, то он бы восходил на западе, а заходил бы для наблюдателя на востоке.
Блеск Тритона равен 13,5 зв.вел. и он доступен для наблюдений в инструмент с диаметром от 25-см. Другие спутники планеты для любительских телескопов не доступны.
Ниже приводим фотографию Диамана Пича с изображением Нептуна и Тритона, полученную 25 сентября 2010 года.

150-лет назад 1 октября 1866 года немецким астроном Роберт Лютер обнаружил 90-й по счету астероид, который был назван Антиопа. Происхождение названия малой планеты не известно, одни историки астрономии считают, что оно дано в честь Антиопы из Беотии, которая была одно время любовницей бога Зевса, другие историки считают, что название дано в честь Антиопы-амазонки, дочери бога войны Ареса.
Астероид Антиопа находиться от Солнца на расстоянии 3,2 а.е., обращаясь вокруг него за 5,6 года. Диаметр малой планеты оценивается в 87,5 км. В 2000 году американские астрономы с помощью адаптивной оптики 10-м телескопа им. Кека обнаружили спутник малой планеты, получивший обозначение S/2000 (90) 1. Что удивительно, но размер спутника оказался равен диаметру малой планетой(83,5 км)! Фактически Антиопа стала первым двойным астероидом, открытым астрономами.
Вблизи противостояние блеск астероида, превышает 12 зв.вел. и он доступен для наблюдения даже в небольшие любительские инструменты. Ближайшее противостояние астероид пройдёт ровно через год: в октябре 2017 года.

80-лет назад 3 октября 1936 года японский астроном-любитель Шигеки Окабаяси обнаружил в созвездии Стрельца Новую звезду, блеск которой достигал 4,5 зв.вел., что позволяло наблюдать её даже невооружённым глазом. Астрономы вели наблюдения звезды до августа 1937 года, когда она стала слабее 16 зв.вел. Стоит отметить, что звезда была одно из немногих Новых, на которую был наведен крупнейший телескоп своего времени—тогда это был 2,5-м телескоп обсерватории Маунт-Вилсон.
Путь Шикеги Окабаяси(1913-1944) в астрономию, очень похож на путь американского астронома Клэйда Тамбо. Он, так же был астрономом-любителем, который не изучал астрономию в высшем учебном заведении, однако сумел стать сотрудником обсерватории Кураси. За свою короткую жизнь, Окабаяси, кроме Новой Стрельца-1936 стал одним из открывателей комет: C/1939H1 и C/1939V1, однако только одна комета, открытая им носит его имя: C/1940S1 Окабаяси-Хонда. Погиб астроном во время Второй мировой войны, во время крушения корабля.

25-лет назад 15 октября 1991 года достигла максимального блеска катаклизмическая переменная EF Пегаса. В эту ночь, по оценкам астрономов блеск звезды достиг 10,5 зв.вел. В обычном состоянии блеск звезды редко превышает 18 величину.
Впервые на эту звезду обратили внимание в 1973 году, однако, вплоть до вспышки 1991 года, которую, обнаружил немецкий любитель астрономии Патрик Шумер, данный объект не привлекал внимание астрономов. С 1991 по 1995 года астрономы проводили регулярный мониторинг звезды, однако, после этого вновь потеряли интерес к звезде. Так, что у нынешних любителей астрономии, есть хороший шанс обнаружить очередную вспышку данной звезды.

20-лет назад вечером 7 октября 1996 года жители Европейской части России стали свидетелями пролета яркого болида(который в прессе назвали Жиздринским), который по предварительным расчетам, упал где-то в лесах Калужской области недалеко от деревни Коренево. В связи с чем, данное небесное тело получило название Кореневский метеорит.
Первые поиски провели ещё в конце осени местные «аномальщики» и охотники за НЛО. В начале мая 1997 года поисками метеорита занялась более серьёзная организация «Космопоиск», которая провела в этом году две экспедиции, но ни какого результата они не принесли. Тем же летом, собственные экспедиции организовали руководители различных школ и кружков Калужской области. Причем вблизи места падения, были организованы стоянки, которые получили названия Метеоритные лагеря.
Следующая экспедиция, организованная «Космопоиском» состоялась в мае 1998 года. В ней приняло участие почти 300 человек, а её работа освещалась даже центральным телеканалами. Однако метеорит так и не был найден. А ещё через год, поиском метеоритов занимались десятки различных объединений почти со всей Европейской части РФ.
Поиски метеорита ведутся до сих пор, но в настоящее время они больше похожи на активные туристические прогулки, т.к. большинство ученых считает, что метеорит взорвался на множество мелких осколков, которые утонули в болоте.
Ниже публикуем фотографии, полученные во время разных экспедиций участниками группы «Космопоиск».
Отправлено: Окт 15 2016, 13:37

80-лет назад в октябре 1936 года создано Саратовское отделение Астрономо-геодезического общества СССР. Его первым председателем, стал П.В. Вьюшков. Именно по его инициативе 11 февраля 1940 года при физико-математическом факультете Саратовского университета был создан первый астрономический кружок в городе, а 24 апреля того же года была проведена первая в городе астрономическая олимпиада. В ней приняло участие 30 школьников, а уже через год 9 марта 1941 года, состоялась 2 астрономическая олимпиада города, в которой приняло участие уже 115 школьников!
В военном 1942 году в Саратов была эвакуирована обсерватория Ленинградского университета, которая разместилась в здании Саратовского университета. На её базе в 1957 году появилась станция слежения за ИСЗ. Инструментальный парк обсерватории состоял из 15-см телескопа рефрактора, 40-см телескопа системы Аргунова и множества небольших приборов, для наблюдения искусственных спутников.
70 и 80-е годы ХХ века стали «золотым веком» для Саратовского отделения ВАГО и обсерватории. Здесь прошёл один из важнейших астрономических съездов Союза, велись активные наблюдения комет, астероидов, метеорных поток и переменных звёзд, а инструментальный парк пополнился радиотелескопом.
С распадом Союза прекратило свою деятельность и Саратовского отделение ВАГО. Некоторое время продолжал действовать небольшой астрономических кружок. Инструментальный парк обсерватории практически не был задействован и лишь в 2012 году в обсерватории появился новый небольшой инструмент, на котором уже не ведутся серьёзные наблюдения.

16-31 октября

230-лет назад 24 октября 1786 года английский астроном У. Гершель обнаружил в созвездии Лебедя большое туманное пятно, внесенное в NGC Дреера под номером 7000. Любителям астрономии эта туманность больше известна под собственным именем Северная Америка.
NGC 7000 находится от Земли на расстоянии около 1800 световых лет, занимая в пространстве около 100 световых лет. Её общий интегральный блеск оценивается в 4 зв.вел. и считается, что в ясные темные ночи с высокой прозрачностью её можно разглядеть даже невооружённым глазом. Ну а для астрофотографов, туманность является одним из излюбленных объектов.
В октябре месяце туманность хорошо видна по вечерам над западной частью горизонта. Впрочем, в средних широтах России, она является не заходящим объектом, но длинными зимними ночами, туманность расположена очень низко над северной частью горизонта и по причине слабой поверхностной яркости является не доступной для наблюдений.

100-лет назад 18 октября 1916 года вблизи села Богуславка Российской империи(ныне Приморский край РФ) упал метеорит, падение которого, наблюдали местные жители, а через три дня они же обнаружили два куска внеземного вещества. Уже в советское время, благодаря работам Кринова и Астаповича, было определено, что фрагментов должно быть намного больше. Общая масса обоих фрагментов составляла почти 257 кг, однако, в настоящее время он разделен на отдельные части и хранится в разных музей РФ. Относится к типу железных метеоритов.

40-лет назад 22 октября 1976 года американский астроном Чарльз Коваль из обсерватории Паломар обнаружил околоземный астероид группы Атона, получивший порядковый номер 2340, а позднее и собственное имя Хатхор—в честь египетской богини неба, дочери бога Солнца Ра.
Хатхор имеет вытянутую орбиту, из-за чего в процессе своего движения вокруг Солнца он пересекает орбиты сразу трёх планет: Меркурия, Венеры и Земли. Из-за этого происходят регулярные сближения этого астероида с нашей планетой, правда расстояние во время этих сближений не превышает 30 млн. км.
Ближайшее сближение астероида с Землей произойдёт в ноябре 2021 года, правда его блеск в это время не превысит 17 зв.вел.

10-лет назад 24 октября 2006 года произошла вспышка кометы С/2006 M4 SWAN
Данная комета была обнаружена 20 июня того же на изображениях, полученных на одноименной обсерватории. Перигелий прошла в конце сентября, после чего наблюдалась многими любителями астрономии на вечернем небе. По прогнозам блеск кометы в последних числах октября должен был составлять около 7 зв.вел, однако уже вечером 24 числа многие наблюдатели оценили блеск кометы равным 4 зв.вел. и смогли увидеть её невооружённым глазом, когда комета перемешалась по созвездию Северной Короны.

Отправлено: Окт 30 2016, 10:06

1070-лет назад в 946 году персидский астроном Аль(Ас)-Суфи описал маленькое туманное пятнышко в созвездии Андромеды. Почти через полвека, в 1612 году, немецкий астроном Симон Мариус сделал первую телескопическую зарисовку объекта, а в 1774 году французский астроном Шарль Месье внес Туманность Андромеды в свой каталог под номером 31.
М31 или Туманность Андромеды—крупнейший объект Местной группы, относится к спиральным галактика и расположена от нашего Млечного Пути на расстоянии 2,52 млн. световых лет. В ясные ночи, вдали от городских огней легко находится невооружённым глазом, небольшой бинокль показывает яркое желтое ядро, окруженное туманностью. В крупные инструменты с диаметром апертуры свыше 30-см можно рассмотреть отдельные звёзды, туманности и скопления этой далекой галактики.
Недалеко от М31 расположены и два её спутника, так же доступные для наблюдения в бинокли или небольшие телескопы: М32 и М110.

1-15 ноября

160-лет назад 12 ноября 1856 года в Ломбардии(тогда Ломбардо-Венецианское королевство в составе Австрийской империи, ныне Италия) произошло падение метеорита, который получил название Тренцано—в честь небольшой коммуны, вблизи которой и были найдены фрагменты.
Общая масса, обнаруженных к настоящему времени фрагментов составлять чуть больше 11,5 кг. По словам историков метеоритики, сразу после падения было обнаружено три фрагмента, самый большой из которых имел массу в 5,25 кг. Однако, в последствии, находки были раздроблены и сейчас имеются только два относительно крупных фрагмента: 1,45 кг—хранится в Музее естественных наук Бреши и 1,9 кг фрагмент в Венском музее. Небольшой фрагмент вещества есть и в коллекции Российской Академии наук.
Метеорит Тренцано относится к классу обыкновенных хондритов.

150-лет назад 4 ноября 1866 года французский астроном Эдуард Стефан обнаружил 91 по счету астероид, получивший собственное имя Эгина. Название было дано в честь древнегреческой наяды, любовницы бога Зевса.
Астероид (91) Эгина, расположен на среднем расстоянии от Солнца равным 238 млн. км, обращаясь вокруг него за 2 года. В 1994-1995 года в рамках совместной программы Европейской Южной и Харьковской обсерваторий был вычислен период вращении астероида равный 6 часам. Диаметр малой планеты оценивается в 109 км.
Доступен астероид и для наблюдений любителям астрономии. Так в ноябре этого года он перемещается по созвездию Рыб, недалеко от планеты Уран, обладая блеском около 12 зв.вел.

130-лет назад в ночь со 2 на 3 ноября 1886 года английские астрономы отметили некую метеорную активность западнее знаменитого рассеянного звёздного скопления Гиады. Несколько ранее, в 1869 году несколько европейских наблюдателей, так же отметили некоторое число метеоров, с с аналогичным радиантом.
Однако, только к началу 20-х годов прошлого века, благодаря работам Альфонсо Кинга и Уильяма Деннинга удалось «выделить» метеорную ветвь Южные Тауриды. Но, установить точно даты максимума и отличить его от других потоков, с радиантами в Овне и Тельце, оказалось достаточно сложной задачей. Удалось это сделать лишь в 1960 году сотрудникам Харьковского политехнического института—Б. Кощееву и В. Лебединцеву.
Южные Тауриды действуют с 17 сентября по 27 ноября, а пик максимума происходит с 30 октября по 7 ноября при зенитном часовом числе до 7 метеоров. Богат этот поток и на болиды.
Некоторые астрономы связываю весь комплекс Таурид, включая дневной июньский, с кометой Энке. Однако, 100% доказательства этому, пока нет.

120-лет назад 14 ноября 1896 года американский астроном Джон Шеберле с помощью 91 см рефрактора Ликской обсерватории(крупнейшего на тот момент) открыл спутник у звезды Процион.
Существование невидимого спутника, было предсказано ещё в 1844 году немецким астрономом Фридрихом Бесселем, наряду со спутником Сириуса. Причем, открытие спутника у последнего в 1862 году, имело не меньший резонанс, чем открытие Нептуна и все более и более точные определения перигелия кометы Галлея. Однако, в отличие от спутника Сириуса, который назван Щенком—спутник Проциона(он же Процион В) более сложный объект: его блеск 10,7 зв.вел., а расстояние от главного компонента составляет 4 угловых секунды. Для сравнения: Щенок имеет блеск 8,6 зв.вел., отдаляясь в максимуме от главной звезды на расстояние в 11 секунд. Так что для современных любительских инструментов Процион В не доступен.
Открыватель спутника Джон Шеберле (1853-1924) родился в Германии, откуда вместе с родителями, ещё в детском возрасте эмигрировал в Америку. После окончания Мичиганского университета два года проработал в Детройтской обсерватории, после чего основал свою собственную частную обсерваторию, однако в 1888 году был приглашен в только, что открывшуюся Ликскую обсерваторию. Проработав там до 1898 года, ушёл в отставку и вновь занялся любительской астрономией.
Работы Шеберле связаны в основном с исследованиями Солнца, двойных звёзд и метеорных потоков. Кроме спутника Проциона, обнаружил три кометы.

90-лет назад 5 ноября 1926 года испанский астроном Комас Сола с помощью 15-см телескопа обсерватории Фабра обнаружил комету, которую астрономы сначала посчитали за комету Спиталлера, открытую ещё в конце XIX века. Однако, во время следующего возвращения кометы к Солнцу, тождественность с кометой Спиталлера была опровергнута и новая комета получила собственно имя—Комас Сола. В современной кометной астрономии она носит обозначение 32P.
Комета 32P/ Кома Сола относится к типу периодических комета с периодом обращения вокруг Солнца в 8,5 лет. С момента открытия наблюдалась в каждом возращении к Солнцу. Последний раз прошла перигелий 30 октября 2014 года, обладая блеском на уровне 12-13 зв.вел. и была доступна для наблюдений в крупные любительские инструменты.

60-лет назад 8 ноября 1956 года бельгийские астрономы С. Аренд и Ж. Роланд, изучив снимки, полученные с помощью 40-см двойного астрографа Королевской обсерватории Бельгии, обнаружили на них новую комету с блеском 10 зв.вел. К январю следующего, 1957 года, блеск кометы возрос до 9 зв.вел, а во время прохождения перигелия в начале апреля достиг 2 зв. вел. Правда, комета в это время находилась от Солнца в 18 градусах. Однако, не смотря на такие неудачные параметры, её наблюдения в конце марта-начале апреля проводились в южных широтах.
После прохождения перигелия(8 апреля 1957 года) блеск кометы быстро снижался: к началу мая он понизился 6 зв.вел., в начале июня наблюдали оценили его уже в 7,2 зв.вел., а в середине августа, когда комета достигала максимального северного склонения блеск составлял 12 зв.вел. Последний раз комету наблюдали в апреле 1958 года, когда её блеск был равен 21 зв.вел.
В настоящее время комета известна, как C/1956 R1 (Arend-Roland). Скорее всего, она имеет гиперболическую орбиту и более не вернется к Солнцу.

60-лет назад 5 ноября 1956 года состоялось торжественное открытие Челябинского планетария, который сами сотрудники назвали «Планетарием Большой Медведицы». Такое название закрепилось из-за того, что в вечер открытия было необычно ясное небо и «звезды Большой Медведицы были на редкость яркими».
Основной аппарат УП-4 был изготовлен в Москве под руководством первого директора Московского планетария К. Шистовского, который, между прочим провел и первую лекцию в Челябинском планетарии. Однако, большинство приборов и макетов были изготовлены руками местных умельцев.
Через год после открытия появился и астрономический кружок, члены которого одно время выпускали местный рукописный журнал «Астрономия». Принимали они участие и в крупной всесоюзной программе по наблюдению ИСЗ и запусков ракет, которая прово-дилась здесь в 60-е годы прошло века. Координацией работы кружковцев в этом направлении занимались Пулковская обсерватория и Московский планетарий. Небольшая реконструкция планетария была проведена в 1983 года.
Размещался планетарий в здании бывшей церкви Александра Невского—что в дальнейшем и определило его судьбу. В 1989 году здание планетария было передано РПЦ, а сам планетарий переехал в Центр научно-технической пропаганды, где собственно и закончил свою работу.
В ноябре 2011 года в Челябинском краеведческом музее был открыт небольшой «надувной» планетарий с проекционном оборудованием. Но его деятельность не идёт ни в какое сравнение с «Планетарием Большой Медведицы».

Этот год, многим любителям астрономии, наверняка запомнился, как год транзита Меркурий по диску Солнца, а 8 ноября исполняется ровно десять лет с момента предпоследнего транзита этой планеты по диску Солнца.
В отличии от транзита этого года, видимость которого пришлась на большую часть России, ноябрьский транзит 2006 года был виден только на Дальнем Востоке. К сожалению, на большей территории видимости транзита в РФ стояла облачная погода, так что не всем нашим любителям повезло с наблюдениями этого явления, а вот на астрономы Северной Америки насладились данным зрелищем сполна.

nasa_astronaut
Отправлено: Ноя 7 2016, 01:21

Новичок
*

Группа: Пользователи
Регистрация: 7-Ноября 16

Репутация: нет

Цитата (vega82 @ Окт 15 2016, 13:37)

С прошедшим 100-летнем юбилеем!

Макет небесного странника

В Народном музее истории и краеведения п. Пограничный появилась гипсовая копия метеорита "Богуславка"

Во вторник, 18 октября, ровно в 11.45 в народном музее Приграничья прошло мероприятие, завершившее проект "Метеорит "Богуславка", который продолжался в течение полугода. Эти время и дата были выбраны не случайно - именно в 11.45 по местному времени сто лет назад окрестности села Богуславка содрогнулись от грохота - возле сопки Змеиной близ фанзы корейца Матому-Ни в землю врезался метеорит.
Знаменательному событию - вековому юбилею падения метеорита и были посвящены мероприятие и выставка в музее. Здесь собрались люди, неравнодушные к истории родного района, школьники, ветераны. Поприветствовал собравшихся глава Пограничного района Н. Тодоров, он отметил необходимость беречь память о событиях минувших лет, не быть равнодушными к настоящему и будущему родных мест. Этим целям служит задача туристических маршрутов, с помощью которых можно знакомить молодежь и гостей района с нашей историей, природой и традициями.
Директор музея З. Арбузова рассказала собравшимся взрослым и детям о падении метеорита "Богуславка", о его исследовании. Но главным действием все же было вручение художественной копии метеорита "Богуславка" в дар народному музею. Создан он на средства Андрея Абрамова и Максима Зубрилова, членов инициативной группы, жителей Москвы.
Инициативная группа в течение нескольких месяцев вела работу по подготовке к вековому юбилею. Одной из идей было создание копии метеорита. Несмотря на то, что сначала идея казалась нереальной, и в ходе ее воплощения пришлось столкнуться со сложностями, все же она воплотилась в жизнь - наш районный музей пополнился замечательным экспонатом.
Строго говоря, это не копия метеорита, поскольку ученые запрещают его трогать и тем более отливать слепки. Скульптору, который взялся за необычный заказ, пришлось идти сложным путем: делать глиняный макет по меркам и фотографиям, затем отливать его в гипсе. Поэтому новый почти 40-килограммовый музейный экспонат можно назвать художественной копией. Автором ее стал известный приморский скульптор Георгий Шароглазов. Он постарался передать не только общую форму, но и все его многочисленные регмаглипты (характерные углубления на поверхности, которые сравнивают с вмятинами, сделанными пальцами в мягкой глине) и даже скопировать деревянный брусок и камешек, которые вот уже 99 лет придают устойчивость оригиналу в экспозиции Минералогического музея имени А. Е. Ферсмана РАН в Москве, стеклянный купол.
Георгий Шароглазов, который привез копию из Владивостока вместе с внуком Николаем, помогавшим ему в работе, поделился с участниками мероприятия рассказом об этапах создания макета. Ребятам из 9 класса первой школы, которым посчастливилось стать участниками юбилея, было интересно слушать настоящего профессионала, члена Союза художников России.
Стоит отметить, что Г. Шароглазов, будучи молодым скульптором, работал в составе группы в нашем поселке над монументом воинам-односельчанам (работникам бывшего колхоза им. Сталина), павшим в годы Великой Отечественной войны, что до сих пор находится возле здания бывшей конторы птицефабрики. Также Георгий Федорович является автором бюста генерал-губернатора Н. Гродекова, созданного на средства общественности и открытого в 2013 году на центральной площади Пограничного. И в день приезда в Пограничный он посетил свое творение, специальной металлической щеткой очистил бюст и постамент от патины, придав облику генерал-губернатора более выразительный вид, и натер воском для лучшей сохранности скульптуры.
Истории метеорита и нового туристического маршрута, посвященного его падению, в своем выступлении коснулся и А. Горячев, местный художник, фотограф, влюбленный в приморскую природу и историю родного района, села Богуславка человек. Благодаря его дару донести до слушателей свои знания, экскурсии к месту падения метеорита, которые он проводит для детей и взрослых, становятся для участников настоящим открытием нашего края.
Также членом инициативной группы является предприниматель, депутат муниципального комитета Пограничного городского поселения Сергей Ли. Он поделился своим рассказом о том, как увлекся историей Богуславского метеорита, признался, что художественная копия ничем не уступает оригиналу, выставленному на обозрение публики в музее имени Ферсмана.
В завершение мероприятия главе района Н. Тодорову, скульптору Г. Шароглазову, членам инициативной группы, активистам-общественникам были вручены памятные знаки в виде значков.
Автор идеи и эскиза памятного знака - Максим Зубрилов, житель Москвы, который в свое время проходил срочную службу в нашем районе. Кстати, все значки изготовлены на его личные средства. Памятные знаки, посвященные вековому юбилею, в Москве вручены также ученым из лаборатории метеоритики ГЕОХИ им. В. Вернадского РАН, которые курируют Метеоритную коллекцию Российской академии наук, и Минералогического музея им. Ферсмана, где она выставляется.
Замечательно, что так необычно и плодотворно мы отметили юбилей падения небесного странника под названием "Богуславка". Теперь художественную копию метеорита может увидеть каждый, кто посетит районный музей.